Виктория Валикова год назад уехала в Гватемалу, где вместе с командой основала некоммерческий медицинский проект Health&Help. Сейчас она работает над строительством второй клиники – в Никарагуа.
Почему вы решили уехать в Латинскую Америку? С чего началась ваша работа там?
Я получила дополнительное образование в Бельгии по специальности «Тропическая медицина и организация здравоохранения в странах с ограниченными ресурсами». И там мне предложили поехать в Гватемалу – заведовать двумя небольшими некоммерческими клиниками. Мне было всего двадцать пять лет, и я, честно говоря, побаивалась: новый язык, новая страна, новые обязанности. Но согласилась и ни разу не пожалела.
Я попала в регион, где не было ровным счетом ничего: ни электричества, ни горячей воды, ни интернета. А самое главное – не было других врачей, была жесткая нехватка лекарств. Это было как в «Записках юного врача» Булгакова, только с пальмами и индейцами.
Как отреагировали близкие на ваше решение?
Я из медицинской семьи, моя мама – очень хороший врач-невролог. Она опасалась, что я уеду в Африку бороться с Эболой, поэтому на Гватемалу отреагировала спокойнее. А потом и вовсе вдохновилась моим примером – стала волонтером в центре абилитации «Любимый малыш» в Уфе, они помогают детям с различными неврологическими проблемами.
Чем занимается Health&Help? Как он появился?
У нас была мечта что-то изменить. И не так, чтобы игрушки в детдоме раздать, селфи наделать и забыть. А на долгосрочной основе менять жизнь людей к лучшему. Поэтому мы собрали деньги через краудфандинговые платформы, построили клинику и не только лечим в ней, но и проводим обучающие программы – по гигиене, контрацепции, экологии, беременности. Это сложно: объяснять детям, что бросать мусор на землю нехорошо, а женщинам – что можно предохраняться и не рожать каждый год. Но мы верим, что это возможно.
Кто еще работает в команде проекта?
Всю основную административную работу мы делаем с Кариной Башаровой. Мы познакомились несколько лет назад в Уфе и уже три года вместе строим Health&Help по кирпичикам. Я занимаюсь разработкой и координацией медицинских программ. Она – всем остальным: волонтерами, пожертвованиями, документами, организацией процессов. Не думаю, что этот проект был бы возможен без нее.
Кроме того у нас отличная команда волонтеров: многие работают «в сети» – рекрутируют, помогают с сайтом, делают переводы. Ну и, конечно, у нас в клинике работают врачи, медсестры, фельдшеры, а еще переводчики и фотографы. Все – абсолютно бесплатно.
В этом году вы начинаете строительство второй клиники – в Никарагуа. Расскажите об этом.
Это очень сложный проект – удаленная от центра рыбацкая деревенька, нет дороги, нет воды, нет электричества. Люди живут в домах из полиэтиленовых пакетов, у школы нет стен, малярия уносит сотни жизней. Наши архитекторы – Елизавета и Михаил Шишины (те же, что строили клинику в Гватемале) – уже подготовили проект, который адаптирован под местные условия и ресурсы. Мы набираем строителей, если вдруг кому интересно. (Смеется.)
Остается ли у вас время на отдых?
Последний раз, когда мы с Кариной уехали в отпуск, нашли место для новой клиники (Смеется.), так что пока мы боимся вообще куда-то ездить. А если серьезно, то мы стараемся вести здоровый образ жизни – я, например, бегаю по утрам. Еще мне нравится учить языки, я стараюсь много читать. И пишу книгу сама – это будут юмористические записки о жизни тропического врача.
Как вас изменил опыт жизни и работы в Гватемале?
Я глубоко осознала, что нет ничего важнее человеческой жизни. Нельзя ставить деньги, честь, достоинство, комфорт или еще что-то выше этого. Для меня это так. У меня есть свои пределы, и они намного шире, чем у других людей. Можно сказать, что я – фанатик. Я открыто говорю, что нелегально возила через границу медикаменты, чтобы нам было чем лечить людей. Приходилось ставить под угрозу свою жизнь, чтобы добиться того, что есть у нас сейчас: работающая клиника и счастливые пациенты. Для меня это – правильно. Я не могу иначе, а если смогу, не буду себя уважать, как человека, как врача, как личность.
Именно поэтому вы выбрали такой путь – уехать в другую страну, работать в сложных условиях?
В Уфе я работала в 4-й инфекционной больнице, в приемном покое. Собственно, мне все нравилось – про зарплату я промолчу, уже тогда деньги меня мало интересовали. Это была хорошая школа, я думаю, что основы диагностики во мне заложило именно приемное отделение. И коллектив был отличный – я до сих пор со многими ребятами общаюсь.
Мне кажется, для человека очень важно развиваться и учиться новому. А еще приносить максимальную пользу от своего существования на этой Земле. Я думаю, что моя работа в Health&Help является хорошим этому примером – приходится постоянно решать нестандартные задачи и нести ответственность за целые популяции людей.
Еще:
Виктория Валикова окончила БГМУ. Она мечтает сделать мир немножечко лучше, чем он был до нее. А еще – усыновить четырех детей. Ее проект Health&Help оказывает бесплатную помощь людям в одном из самых бедных районов Гватемалы: голодающим детям, будущим матерям, больным диабетом, пневмонией и другими болезнями. Проект существует только на частные пожертвования. Узнать больше о нем можно на сайте he-he.org.
Текст: Наиля Валиева
Комментарии (0)