18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Ильшат Байбурин

Дизайнер, художник и арт-директор студии Paradox Box, за десять лет не раз входившей в десятку лучших дизайн-агентств России, вместе с командой победил в конкурсе на разработку концепта медалей для Чемпионата мира по водным видам спорта.

Как вы попали на конкурс?
Пару лет назад мы уже принимали участие в подобном мероприятии – в числе других пяти студий разрабатывали дизайн факела для казанской Универсиады, но тогда наш концепт, к сожалению, не победил. Когда столица Татарстана снова получила право проведения крупного спортивного события, оргапнизаторы опять пригласили нас – на этот раз для создания дизайна медалей к чемпионату мира, который пройдет в Казани в конце июля. Мы отправили несколько работ, и больше всего баллов получил концепт дизайнера Риммы Ганиевой. Через несколько месяцев нас пригласили на презентацию медалей: конечно, было очень приятно, но на самом деле у студии много разных проектов, поэтому мы просто порадовались и пошли дальше.

А с чего начиналась ваша карьера?
Я окончил художественно-графический факультет пединститута, и после выпуска долгое время хотел быть художником, мечтал посвятить себя живописи. Правда, в конце девяностых для этого не было практически никаких возможностей, и поэтому я шаг за шагом пришел к дизайну. Первое время меня, конечно, колбасило: мне казалось, что вот есть настоящий художник, который сеет разумное, доброе, вечное и ведет за собой людей, а есть что-то низменное, когда ты выполняешь чьи-то заказы. Только со временем понял, что одно не исключает другое.

Дизайн становится видом искусства?
Это мультидисциплинарная профессия, хороший дизайнер должен иметь массу умений: быть психологом, историком, уметь разбираться в музыке, живописи, владеть словом – много всего. Еще одно важное качество, которым должен обладать профессионал – это адекватность. К сожалению, все эти байки про отношения дизайнера и клиента на пустом месте не берутся: есть и заказчики адовые, и неадекватных людей среди представителей творческих профессий немало. Современный дизайнер, по-моему, это вообще некое возвращение к художнику эпохи Возрождения в самом широком смысле этого слова, когда под этим ремеслом понималось не только умение писать маслом на холсте. И в этом плане мне нравится западная концепция, где вообще нет понятия «художник», есть просто «artist», «творческий человек».

А вы больше художник или теперь уже бизнесмен?
То, чем мы занимаемся, далеко от понятия «бизнес», мы зарабатываем творчеством. Искусство всегда было коммерческим и заказным в хорошем смысле слова. Если мы посмотрим на историю искусств, то увидим, что девяносто процентов шедевров живописи, скульптуры, не говоря уже об архитектуре, были сделаны по заказу религиозных или государственных властей. В то время как у нас существует предубеждение, что если работа оплачивается кем-то, она автоматически нивелируется по сравнению с тем, что художник сделал сам для себя. На мой взгляд, все зависит не от того, по какой причине это делается, а от того, как и кем. Глядя на Сикстинскую капеллу, мы не задумываемся о том, почему Микеланджело расписал ее, а размышляем о том, как он это сделал. И если мы посмотрим на то, что происходит в современном мире, то увидим, что порой заказные дизайн-проекты являются намного большим искусством, чем некие инсталляции свободных художников. Грань между так называемым актуальным и коммерческим искусством стерта: в силу того, что последнее является востребованным, в нем трудятся те люди, которые имеют творческие и личностные возможности для разных задач, и многие из них делают вещи, достойные того, чтобы выставляться в музее.

Какие проекты вас сейчас наиболее увлекают?
С одной стороны, мне нравится все, что связано непосредственно с графическим дизайном, а с другой стороны, мы в последнее время начали заниматься архитектурой, в частности дизайном фасадов. В ближайшее время в городе появится дом-соты и торговый центр, сделанные по нашему проекту. И это совершенно особое чувство: ты что-то придумал, нарисовал, потом семьсот человек это реализовывают, а впоследствии – будет видеть весь город, причем как минимум на протяжении нескольких десятилетий.

Помимо прочего, студия Paradox Box организует Дни дизайна в Уфе. Почему вы решили заняться этим проектом?
Сами себя все время об этом спрашиваем. Наверное, в один момент просто поняли, что мы сидим, работаем, и какими бы прекрасными ни были проекты, со временем они начинают казаться рутинными, захотелось какого-то движения. Так, в 2012 году мы сделали первую выставку графического дизайна в Уфе, потом с помощью Международной ассоциации дизайнеров привезли выставку плаката, в прошлом году пригласили в город представителей топ-10 лучших дизайн-студий России для мастер-классов и семинаров. В этом году решили взять перерыв: с одной стороны, мы хотим передохнуть от фестивалей и прочих мероприятий, с другой, несмотря на статус событий – а мы привозили настоящих звезд дизайна и работы мирового уровня – поддержки никакой нет, все это ложится на нас. Хотелось бы большего внимания со стороны города, как, например, в Екатеринбурге, где проходит множество фестивалей дизайна и рекламы, и большинство – под эгидой администрации.

Ильшат Байбурин окончил музыкальную школу по классу баяна. 1 апреля 2005 года вместе с Еленой Осадовой создал студию Paradox Boх, которая спустя три года возглавила рейтинг АКАР в категории «Бренд-дизайн» и за десять лет получила столько наград, что в 2012 году оказалась на четвертом месте среди самых награждаемых студий России по версии Adme.ru. Ильшат продолжает заниматься живописью, в ближайший год-два планирует провести персональную выставку.

 

Текст: Наиля Валиева.
Фото:
Александр Рой

Материал из номера:
Июль 2015

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: