18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Артем Макаров

Главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета в конце ноября впервые на уфимской сцене поставил одноактные комические оперетты Жака Оффенбаха «Муж за дверью» и «Званый вечер с итальянцами».

Как начиналась ваша работа в качестве дирижера?
Обычно о том, чтобы стать дирижерами, люди задумываются уже будучи музыкантами, это становится неким продолжением профессии. Я, например, окончил уфимскую Академию искусств как пианист, и еще во время учебы у меня появилась возможность стать концертмейстером в театре оперы и балета. С этого началось мое знакомство с театром, со всем, что здесь происходит, и эта жизнь меня очень заинтересовала, я понял, что попал в свою среду. Приходилось много работать и с певцами, и с дирижерами – одним из них был нынешний художественный руководитель Валерий Платонов. И меня так заразило то, что он делает, что мне тоже захотелось попробовать. Я попросил, чтобы он меня обучал, и он, к счастью, согласился. При всей занятости он все-таки выкраивал время для занятий в свой единственный выходной день, за что я ему очень благодарен. После окончания вуза я продолжил обучение в аспирантуре по специальности «оперно-симфоническое дирижирование».

Какие качества нужны, чтобы стать дирижером?
Естественно, хороший слух, музыкальная одаренность и серьезное образованние, потому что дирижеру приходится сталкиваться практически со всеми сторонами жизни театра. Ну и безусловно, должны быть задатки руководителя, потому что театр – это большой коллектив, около трехсот человек творческого состава. Например, обычная репетиция — это пятьдесят-шестьдесят музыкантов в оркестре, столько же артистов хора и солисты. У каждого свой характер, свои представления об исполняемой музыке, а дирижер должен контролировать ход всего репетиционного процесса, создать необходимую комфортную атмосферу для творчества.

Помните свой первый спектакль?
Мне было двадцать два года, мне доверили дирижировать детский спектакль «Кошкин дом». Конечно, было страшновато. Причем не столько во время представления, сколько на первой репетиции: казалось, что тянешь поезд. Но оказалось, что когда находишь нужное ощущение, становится комфортно, чувствуешь, что все в твоих руках.

Не жалеете, что оставили карьеру пианиста?
Даже когда я еще только начинал учиться, мне очень нравилось аккомпанировать певцам, что я и делаю периодически до сих пор. Иногда даже выступаю на концертах в качестве концертмейстера. А однажды, в самом начале моей карьеры, была такая история: я дирижировал балет «Тщетная предосторожность», в котором есть номер, где достаточно продолжительное время играет только арфа. И с приближением этого момента я с ужасом увидел, что арфистки нет на месте, и она, как видно, уже не появится. Благо в оркестровой яме стояло фортепиано: мне пришлось шепотом сказать музыкантам, чтобы они доигрывали предыдущий номер, а самому взять ноты с партитуры, спуститься с пульта и играть партию арфы на фортепиано. Не знаю, заметили ли это зрители, главное, что музыка не остановилась и спектакль продолжался.

Вы много лет проработали в Турции. Как вы там оказались?
В мире музыкантов все часто происходит по рекомендации. Наша известная солистка – сопрано Эльвира Фатыхова в свое время работала в Анкарской опере и порекомендовала меня. Сначала я поехал ненадолго, а потом как-то так получилось, что все растянулось на восемь лет. Я многому научился там: мне удалось поработать со многими хорошими музыкантами, режиссерами, дирижерами, я даже несколько лет преподавал оперный класс в Анатолийском университете в городе Эскишехир.

Почему решили вернуться?
Первое место работы – всегда особенное, тем более это мой родной город. С 2010 по 2013 годы я уже занимал должность главного дирижера в театре, но затем мне пришлось на какое-то время уйти, а в июле этого года, когда мой педагог Валерий Игнатьевич Платонов, с которым мы до этого почти не виделись десять лет, предложил снова работать вместе, я с радостью согласился. Для меня быть в родном театре предпочтительнее, чем в любом другом. Да и вообще, в России и работать, и жить интереснее.

На днях в театре были представлены две премьеры. Каким образом подбираются спектакли для обновления репертуара?
Сейчас, в связи с ремонтом, нам приходится лавировать и искать выходы из ситуации. Нашли два интересных спектакля, которые как раз рассчитаны на малый зал — и по стилю, и по составу участников, и решили их представить публике. Вообще, я люблю выбирать и находить вещи, которые будут новыми и необычными. Например, скоро, первый раз в России, у нас будет постановка музыкальной драмы Георга-Фридриха Генделя «Геракл», и впервые в Уфе – опера «Орлеанская дева» Петра Чайковского. Это здорово, когда на нашей сцене появляются названия, которых до этого здесь еще не было. Но, с другой стороны, в оперном и балетном искусстве есть шедевры, например, «Лебединое озеро» или «Травиата», которые должны быть в репертуаре, ведь они показывают высший уровень композиторского мастерства. И даже те люди, кто никогда не ходит в театры, слышали эти названия. Поэтому, если вдруг они захотят прийти, скорее всего, выберут что-то знакомое. Нужно думать обо всех зрителях.

Артем Макаров родился и вырос в Уфе. С самого детства увлекался музыкой. Работал в Государственной опере Анкары, Стамбуле и Анталии. Сотрудничал с ведущими симфоническими оркестрами Турции: «Чукурова симфони» и «Беледие симфони» . Хотел бы продирижировать спектакли «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно и «Самсон и Далила» Камиля Сен-Санса. Любит поэзию, особенно произведения Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.

Текст: Наиля Валиева
Фото: Александр Рой

Материал из номера:
Декабрь-январь 2014-2015 гг.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: