18+
  • Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

Поделиться:

Город пешехода: что посмотреть в Плёсе за один день – рассказывает Тимербулат Каримов

Внук Народного поэта Мустая Карима, мэр города Плёс рассказал творческой команде телеканала «Россия. Башкортостан» про культовые места, фестивали и знаковые проекты, которые стоит посетить в историческом поселении федерального значения. Заодно телеведущий Рустэм Габбасов узнал, почему Тимербулат Каримов не остался в Уфе, как он относится к дефициту молодежи в городах и про дружеские отношения Музея Левитана с Дагестанским музеем изобразительных искусств.

Рустэм Габбасов и учредитель фонда имени Мустая Карима, меценат, председатель Совета Плёсского городского поселения Тимербулат Каримов.

Рустэм Габбасов и учредитель фонда имени Мустая Карима, меценат, председатель Совета Плёсского городского поселения Тимербулат Каримов.

Вы помните свои впечатления после того, как впервые побывали в Плёсе?

Да, это случилось чуть менее пятнадцати лет назад: в Москве тогда был смог, дым, очень жарко, и хотелось свежего воздуха во всех его проявлениях. Где-то я услышал про то, что есть такой город – Плёс. Мы приехали затемно и ничего не успели посмотреть. Но когда на заре пошли прогуляться по городу, возникло ощущение сказки, которое не покидает меня до сих пор.

Можно ли сказать, что это была любовь с первого взгляда?

Абсолютно! Но это очень личный взгляд. Дело в том, что, когда я уехал учиться за рубеж в начале 1990-х годов, мне снилась Уфа нашего детства: деревянная, красивейшая, город Аксакова, город Нестерова, с наличниками, с тенистыми аллеями. К моему большому сожалению, когда я вернулся жить и работать в Россию, от того города уже ничего не осталось. Признаюсь честно – это стало душевным переживанием, даже душевной раной. Но спустя годы и многие тысячи километров я увидел город своего детства в Плёсе.

Мне показалось, что Плёс – это такой собирательный образ малых волжских городов. Здесь собрано лучшее – культура, воспоминания, история. Вы делаете очень много для того, чтобы к Плёсу было все больше внимания – к его истории, к выставкам, которые здесь проходят, к музеям. Туристы хотят возвращаться сюда снова и снова.

Вы абсолютно правы. Но дело в том, что такой явной задачи – рекламы и продвижения Плёса мы перед собой не ставили. Задача в большей степени культурная – мы делимся тем, что любим. Хотим, чтобы как можно больше людей увидели наш город, потому что, по моему глубокому убеждению, такую Россию и нужно показывать детям. Успех Плёса – результат многолетней кропотливой работы большого количества подвижников и энтузиастов, в первую очередь, сотрудников Плёсского музея-заповедника. Сам факт возникновения в Плёсе музейного комплекса федерального значения – уже уникальное явление, так называемая «Плёсская культурная аномалия». Сейчас наш музей-заповедник – уважаемая культурная институция, с которой сотрудничают ведущие музеи страны, в том числе ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Русский музей. Самое важное – сделать так, чтобы город оставался живым, но при этом не исчезали его особые уклад и атмосфера. Даже благоустраивая город, мы помним, как важно сохранить его дух.

По поводу комфорта. Люди, с которыми мы разговаривали в Плёсе, говорят, что Плёс без Тимербулата Каримова невозможно представить. А вас без Плёса можно представить?

Плёс стал для меня, для нашей семьи делом всей жизни. Хоть я не родился в Плёсе, но чувствую с ним какую-то незримую связь. Плесяне – счастливый народ. Каждый день, проходя мимо такой красоты, созерцая ее, ты не можешь быть несчастливым человеком. Вообще Плёс – это город пешехода. Здесь люди много ходят, много находятся наедине со своими мыслями – и это замечательная черта плёсского уклада. Конечно, суета, хлопоты повседневной жизни иногда затягивают всех нас. Но когда ты находишься в окружении вечного, многие сомнения отходят на второй план. Наши города, наши деревни, села сегодня нуждаются в настоящей любви и заботе. Все, что мы делаем в Плёсе – это большой командный труд.

Почему мы назначили встречу сегодня именно здесь, на Соборной горе?

Соборная гора – важное место, где зарождались собирательные образы хрестоматийных работ Левитана. Здесь великий мастер писал свой шедевр «Тихая обитель». И, конечно, отдельной нашей общей гордостью является то, что именно на Соборной горе 17 июня 2023 в рамках Дачного фестиваля имени Шаляпина состоялся «Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции». Мы долго выбирали локацию, ведь раньше Дачный фестиваль проводился на восстановленной исторической Торговой площади Плёса. Но в этом году мы решили сделать гала-концерт на Соборной горе. Технически это было не просто, но я рад, что все состоялось, и эту красивейшую панораму увидела вся Россия в прямом эфире.

Наверное, глупо спрашивать, каким из своих проектов вы гордитесь? Потому что в этом году была премьера фильма «Помилование». В этом году здесь состоялся «Концерт над Волгой. Посвящением русской провинции». И «провинция» с большой буквы, потому что Плёс – город с думающими, глубокими людьми...

Плёс всегда привлекал внимание выдающихся личностей своей эпохи: Шаляпин, Левитан и целая плеяда больших актеров, музыкантов и людей искусства приезжали сюда на протяжении многих лет. Плёс – древний город. Только по официальным данным ему 613 лет, но мы считаем, что он гораздо старше. И историки, и археологи это подтверждают. Это значит, что за сотни лет здесь, конечно, оставили след многие выдающиеся люди.

Например, наш земляк Ильдар Абдразаков, который исполнил на гала-концерте сразу несколько произведений. В том числе легендарную песню про Волгу, аранжировка которой была написана
специально для гала-концерта в Плёсе.

Проект «Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции» принес много творческих открытий. Работала большая, профессиональная команда канала «Россия» – операторы, режиссеры, сценографы, которые собрали невероятные частицы мозаики в одну заветную картину. Работой Ильдара я горжусь особенно, ведь для меня он все-таки башкирский бас. Он, безусловно, артист мирового уровня, но для меня он в первую очередь башкир, исполняющий каноническое произведение Федора Шаляпина на Волге. Или, как говорят волгари, по-над Волгой.

Трогательный момент гала-концерта, когда местные жители вышли на сцену в его финале. Это гордость Плёса.

Да, конечно, люди, оказавшиеся на сцене и которых увидела вся страна – это наш золотой фонд, наши наставники. Многие из них люди зрелые, и они взрастили достойную смену. Очень надеюсь, что эта преемственность будет в Плёсе всегда.

Сейчас многие малые города и тем более деревни по всей стране не только в Башкирии испытывают дефицит молодежи, которая оттуда просто уезжает. Что происходит в этом плане в Плёсе?

Плёс – очень маленький и уютный. В нашей школе учатся несколько десятков детей, в классах от восьми до двадцати семи учеников. А в детском саду – и того меньше. Но мы сохранили все учебные заведения, а, значит, создали условия для полноценной жизни семей, развития детей здесь. Они могли бы уехать, но мы видим, что люди остаются. Горжусь тем, что плёсские школьники приобщаются к культуре с детства, потому что у нас, например, активная музейная и культурная жизнь. Думаю, что, когда живешь в городе-музее, который при этом активно развивается, уезжать из него не хочется.

Начало лета, в Уфу заходит лайнер «Мустай Карим». В этот же день в городе прошла премьера фильма по повести Мустая Карима «Помилование». И «Мустай Карим» сейчас ходит по Волге, объединяет города и людей разных национальностей.

Я думаю, это культурное наследие, которым нужно делиться. На борту теплохода «Мустай Карим» есть литературная гостиная, и на полках стоят книги Мустая, его современников и единомышленников. То есть это не просто развлечение и увеселение, а погружение в особую атмосферу. Кстати, все общественные пространства на теплоходе «Мустай Карим» названы в честь примечательных мест в Башкирии. И когда ты видишь название тех родных мест, а за окном у тебя проплывает город на Волге, это сочетание мне кажется абсолютно волшебным.

Сегодня в музее Исаака Левитана, отметившем 50-летие, мы наслаждались его творчеством, а в соседнем доме пейзажа заметили специальную бронированную витрину, которую вы подарили музею. Мы также увидели полотно Левитана, которое привезли сюда из Махачкалы. Это уже не первая картина, которая приезжает сюда в рамках вашего проекта «Левитан в гостях у Левитана».

Левитан важен, потому что Левитан – художник, которого каждый житель страны знает с детства, видя его картины в школьных учебниках. Поэтому, конечно, с его творчеством знакомы все без исключения. И задача в том, чтобы не сильно оригинальничать и постараться показать того Левитана, который есть в крупнейших ведущих музеях страны. С дагестанским музеем изобразительных искусств у нас особые отношения. Дело в том, что он носит имя Патимат Гамзатовой – супруги и музы Расула Гамзатова, ближайшего друга моего деда. Музей сейчас возглавляет замечательный искусствовед Салихат Гамзатова – дочь Расула и Патимат. И когда мы каждый год придумываем какую-то идею вместе, она с большим энтузиазмом и с большим вдохновением ее поддерживает. Теперь Левитан из собрания Дагестанского музея вернулся в Плёс, где Расула Гамзатова любят и чтят. Это еще одно подтверждение того, что наше культурное пространство неделимо.

Кстати, верно ли, что Фонд имени Мустая Карима и Фонд Расула Гамзатова при поддержке главы Дагестана предложили назвать в столице Башкирии улицу именем Расула Гамзатова?

Да, мы обратились к руководству республики Башкортостан, и теперь решение – за республикой и городом Уфой. Уверен, что депутаты городского совета услышат все доводы из наших ходатайств. Это ведь не про буквальное увековечивание человека, а про то, чтобы топонимы в больших городах прославляли дружбу между народами нашей страны.

Текст: Рустэм Габбасов, фото: съемочная команда телеканала «Россия. Башкортостан» 

Материал из номера:
Сентябрь 2023

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: