Талантливый дизайнер и архитектор, основатель студии C-decor и хороший друг редакции Вадим Стоцкий уже третий год строит карьеру в Штатах. Издатель «Уфа.Собака.ru» Элиза Савасина обсудила с ним переезд и выяснила, каково это – бросить все и начать новую жизнь с нуля.
Вадим, мы с тобой дружим сто лет в обед. И многие наши читатели – особенно те, кто был знаком с журналом в 2005-2010 годы, – тебя, я думаю, знают. Ты всегда выделялся среди дизайнеров интерьера: был очень активным. Всегда на позитиве. Много смеялся и никогда не ленился. Кажется, ты тогда был единственным в своей сфере, кто размещал у нас рекламу на коммерческих условиях, а не бесплатно, как все просили. В общем, расскажи нам, как судьба привела тебя в Нью-Йорк.
Живя в Уфе, в какой-то момент я понял, что достиг здесь своего потолка как дизайнер – и переехал в Петербург. Там продолжил создавать интерьеры и параллельно открыл несколько сувенирных магазинов. После пандемии стало ясно, что дела в России идут все хуже, так что я принял решение открывать для себя новые горизонты. Пожил на Кипре, думал про переезд в Грецию. Но в итоге остановился на Соединенных Штатах: здесь живут мои друзья, и я раз десять летал к ним в гости. А на одиннадцатый – остался насовсем. Главным аргументом стало то, что в Америке относительно легко получить дополнительное образование в сфере дизайна и дальше развиваться в профессии. Хотя и со старыми клиентами я продолжаю работать: многие из моих заказчиков живут в Уфе, Москве, Петербурге… Даже в Греции.
Ожидание и реальность от жизни в Америке совпали?
С самого начала я столкнулся с главной проблемой всех новоприбывших в США – невозможностью арендовать жилье. У меня не было ни кредитной истории, ни поручителей, ни social security number (номер социального страхования. – прим.ред.) Но, к счастью, были друзья и подруги, которые давно эмигрировали и успели получить гражданство. Они помогали мне и советами, и делами, так что уже на третий день в Штатах мне удалось найти работу. К слову, я прекрасно понимал, что на новом месте придется все начинать с нуля – даже шутил с друзьями, мол, элитная посудомойка прибыла из России в Нью-Йорк. Магазин, в который я устроился, назывался Saint Petersburg: символично, ведь приехал я из Санкт-Петербурга. Задачи мои заключались в том, чтобы собирать интернет-заказы для Amazon и eBay. Спустя четыре месяца я решил двигаться дальше: купил машину и стал работать в такси для ортодоксальных евреев. Потом старый знакомый предложил мне заняться кейтерингом – мы обслуживали свадьбы, юбилеи и другие праздники. Там я стал обрастать знакомствами и даже открыл свою фирму кейтеринга. Параллельно учился (и до сих пор учусь!) в языковом колледже, подтягивал свой английский. На данный момент я уже сделал эвалюацию (официальное подтверждение. – прим. ред.) своего диплома и начал сотрудничать с несколькими дизайн-агентствами.
Как там все устроено?
Специфика работы слегка отличается от российской: студии в Штатах нанимают сразу много дизайнеров, работающих в разных стилях. Заказчик смотрит каталог и выбирает специалиста, чье портфолио ему приглянулось. Еще, как бы банально это ни звучало, решает сарафанное радио: классных дизайнеров в Америке передают из рук в руки среди знакомых и коллег. В отличие от России дизайнер здесь не занимается системами водоснабжения, электрики – это задачи архитектора – а выступает скорее как декоратор пространства: подбирает цветовую гамму, мебель, аксессуары. Работа творческая, но в рамках американского стиля, тут ценятся простота и лаконичность, никакой вычурности. Гонорар рассчитывается не за квадратные метры, а за часы: стоимость часа труда у дизайнера стартует от шестидесяти двух долларов.
Дизайнеру из России реально работать в этой сфере?
Лично для меня, как и для всех приехавших с постсоветского пространства, главную сложность представляет языковой барьер. Даже при том, что у меня за плечами большой опыт и хорошее портфолио, без знания профессионального сленга бывает тяжело. А вообще русские в Америке часто добиваются успеха, потому что – сама понимаешь – на родине мы привыкли пахать. Сейчас будет особенно легко работать: много представителей российской элиты перебираются сюда, покупают недвижимость и начинают обустраивать жизнь сначала.
Кстати, какое сейчас отношение к русскоязычным в США?
Ничего не изменилось. Здесь ко всем относятся одинаково: полная свобода слова, никто не может ущемить твои права. Одним словом – freedom. Если говорить именно про Нью-Йорк, то русские, украинские, узбекистанские диаспоры чаще всего живут в одной куче, в основном это Бруклин или Брайтон-бич. Я специально выбрал жилье подальше оттуда: не хочется через десять лет оказаться типичным эмигрантом, который так и не выучил английский, потому что тусуется только на Брайтон-бич с бывшими соотечественниками.
Что бы ты посоветовал уфимцам, которые мечтают переехать в Штаты?
Делайте это быстро и решительно, сжигайте за собой мосты: думаю, вернуться обратно вы не захотите. По моему личному опыту среди уехавших возвращаются очень немногие. Знаю только одного человека: в Москве он работал в престижной стоматологической клинике, приехал сюда и понял, что начинать нужно с нуля – в Америке доллары не растут на деревьях. В итоге он вернулся в Россию, но, насколько я понимаю, сейчас очень жалеет о своем решении. В общем, ничего не бойтесь, рассчитывайте на себя и своих друзей, двигайтесь к своей мечте. Американской мечте. Как ты знаешь, мой девиз – нужно жить играючи. Вот я и играю в новую жизнь – и лучше места, чем США, пока для себя не нашел.
Комментарии (0)