За несколько месяцев мы уже как следует соскучились по полетам. А что делать тем, кто за это время понял, что хочет сделать небо, самолеты и путешествия частью своей жизни? Рассказываем, где и как учиться на стюардов и стюардесс в нашем городе.
Как попасть на собеседование?
Несколько раз в год на своих сайтах авиакомпании объявляют о кастинге для будущих стюардов. Тех, кто прошел отбор, приглашают на ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию, специальный медосмотр для экипажа самолета), и отправляют на учебу в школу бортпроводников или учебный центр.
Важно: из-за пандемии обучение временно приостановили. В прошлый раз бортпроводников в Уфе набирали в январе. Когда именно начнется новый набор – нужно узнавать в каждой конкретной авиакомпании. Например, в UTair он проходит два раза в год: весной и осенью.
Где в Уфе обучают будущих стюардов?
Существует два формата учебы, после которых можно устроиться работать бортпроводником.
1. Учеба за счет авиакомпании. В Уфе такую возможность предоставляет только Utair (школы и учебные центры других авиакомпаний находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах, так что на время учебы придется переехать). UTair предложит вам обучаться либо в уфимской школе бортпроводников, либо в учебном центре в Тюмени. В течение трех-четырех месяцев студентов тренируют действиям в аварийных ситуациях – например, во время посадки на воду, учат принимать роды на борту, оказывать первую медицинскую помощь, пользоваться противодымными капюшонами и масками. Если расходы на обучение берет на себя авиакомпания, придется заключить с ней договор, по которому нужно будет отработать в компании определенный срок или отчислять сумму с каждой зарплаты.
2. Учеба за свой счет. Если же вы не готовы ждать несколько месяцев до следующего набора в авиакомпанию, запишитесь на собеседование в школу бортпроводников. В Уфе стюардесс и стюардов обучают в школе Sky-Jet. Продолжительность обучения составляет около трех месяцев. После этого вам нужно будет самостоятельно искать авиакомпанию и проходить ВЛЭК.
Окончание учебных курсов не означает, что уже можно собирать чемоданы и вступать на борт самолета в качестве бортпроводника. До этого нужно сдать экзамен и отлетать с инструктором три учебных полета. После этого стюарды начинают свою работу: в первое время они отвечают за две двери в хвосте самолета и принимают питание на борт. Со временем и количеством налетанных часов квалификация повышается.
Какие требованиям должны соответствовать бортпроводники? Какие ограничения есть по внешнему виду и здоровью?
- Возраст от 20 лет. Максимальный возраст в разных авиакомпаниях отличается: есть проводники, которые летают и после 60 лет, а в некоторые авиакомпании стюардов после 30 уже не берут.
- Рост должен позволять пользоваться аварийным оборудованием, открывать и закрывать верхние багажные полки. Главное – вы должны, стоя на носочках, дотягиваться рукой до отметки 210-212 см.
- Вес, соответствующий росту. Как правило, на собеседовании респондентов не взвешивают, если нет явных признаков полноты. Другими словами, у вас должна быть гармоничная фигура.
- Опрятный внешний вид.
- Четкая дикция, большой словарный запас.
- Быстрая реакция, психологическая устойчивость и готовность к стрессовым и нештатным ситуациям.
- Отсутствие шрамов, татуировок, крупных родимых пятен на лице и открытых участках тела.
- Необходимы хороший слух, зрение, вестибулярный аппарат. Во время ВЛЭК вы сдадите около 20 анализов и основательно проверите здоровье – от уровня гемоглобина в крови до рентгена носа.
- Отсутствие серьезных травм и операций за последние полгода.
- Заболевания внутренних органов, эпилепсия, некоторые болезни сердечно-сосудистой системы и нервно-психические расстройства недопустимы. Если сомневаетесь в том, что пройдете ВЛЭК, прочитайте полный список противопоказаний для бортпроводников.
Важно: летающие бортпроводники говорят, что понять, подходите ли вы по определенным критериям, можно только на собеседовании и в процессе прохождения ВЛЭК. Так что если у вас нет абсолютных противопоказаний, попробовать свои силы на отборе определенно стоит.
Какое образование и знание английского должно быть у бортпроводника?
Специальное образование не требуется, главное, чтобы оно было не ниже среднего. Для мужчин обязательно наличие военного билета. Для того, чтобы пройти конкурсный отбор, не нужны международные сертификаты, подтверждающие знание английского: уровень владения языком оценивают на собеседовании. Чтобы учиться и работать в российских авиалиниях, нужно свободно говорить на английском – ваш уровень должен быть не ниже Upper-Intermediate.
Это сложная профессия? С чем приходится сталкиваться за время работы?
Вот что нам ответил действующий бортпроводник из Уфы: »Решить, куда идти работать после того, как ты отлетал лет десять, очень сложно: привыкаешь к этому образу жизни с разными городами, гостиницами и новыми людьми. Я не представляю, каково каждый день сидеть в офисе с утра до вечера. Эта работа скорее для молодых: в двадцать это невероятно весело, но после тридцати начинаешь понимать, что мало куда захочешь устроиться после того, как поработал в небе.
На борту приходилось оказывать помощь пассажирам, и не раз: были приступы эпилепсии у детей, которые не знали о своей болезни, пассажиры теряли сознание. Помимо этого и драки бывают между пассажирами, и пьяные на борту оказываются, и покурят в туалете – чего только не было. Часто бывает, когда уходишь на запасной аэродром из-за непогоды, пассажиры говорят: "Я вижу, что за окном нет тумана, вы врете, я подам на вас в суд". Но мы уже привыкли ко всему».
Правда, что у бортпроводников большая зарплата? Сколько в среднем?
Во всех авиакомпаниях России зарплата колеблется от 30 до 120 тысяч рублей, и зависит от количества налетанных часов, стажа работы, суточных, ставок за рейс и других факторов. По российским законам, мужчины уходят на пенсию через 10 лет, а женщины – через 8 после начала работы, но в некоторых компаниях на пенсию можно выходить как обычно: мужчинам – в 60, женщинам – в 55 лет. Еще один бонус профессии – это дополнительный отпуск: в общем выходит больше 28 нерабочих дней.
Какие плюсы в работе бортпроводника? Есть ли время на то, чтобы погулять по городу, в который вы прилетели?
Анна Сиухова, |
Если говорить о романтике, действительно, испытываешь возвышенные чувства, когда смотришь в иллюминатор на проплывающие внизу города. За время работы в двух авиакомпаниях я полюбила Москву, успела пожить в Когалыме и Нарьян-Маре, про холода в которых до этого и знать не знала. Мы с командой экипажа гуляли по Калининграду и Сургуту, ели пироги из Владикавказа. Самой длительной была командировка по Вьетнаму, городам России и Таиланду: спустя 17 дней мы везли домой очень много гостинцев и сувениров. Когда выдавалось несколько свободных дней между полетами, я успевала и загореть, и накупить фруктов. Когда открыли рейсы в китайский Гуанчжоу, мы неделю гуляли там, засыпали после рейса на берегу моря в Фуджоу, а на Хайкоу встречали рассвет. Пассажиры дарили нам подарки и угощали вкусностями. Главный плюс – в том, что встречаешь за время работы разных людей, и каждый раз состав на борту меняется. Очень радуешься, когда команда складывается из людей со схожими интересами – так, что командировка ощущается как праздник.
Комментарии (0)