34-летняя уфимка Ирина Рыжова в одиночку совершила путешествие по всей России: автостопом до Магадана и по Чукотке, речными судами по северной Якутии, на морском судне до Мурманска. И все это – с бюджетом 10 тысяч рублей в месяц.
Это ведь не первое ваше путешествие автостопом?
Нет. Эта история длится уже давно. Автостоп я попробовала в студенчестве. И сразу поняла, что это не только экономично, но еще и очень захватывающе: приключения, новые места, интересные знакомства. На Байкал и по Камчатке я ездила вместе с друзьями, а на Сахалин уже решилась поехать одна. И все, на этом пропала. Но автостоп не единственная моя страсть. В 2012 году я побывала на Алтае. После трехнедельного похода поняла: горы – мое все. И теперь каждый год устраиваю себе небольшие путешествия: Кавказ, Саяны, Алтай... К тому же, я катаюсь на сноуборде, так что в горы я и летом, и зимой.
Какие места и страны есть еще в вашем туристическом багаже?
Три года назад я решила расширить географию своих путешествий за пределы России. Рассматривала в принципе только автостоп. Сначала съездила в Турцию, потом в Сербию и Черногорию. Страсть к путешествиями неутолима. Когда начинаешь путешествовать, хочется делать это все больше и больше. Так что уже спустя год я уволилась с работы на авиационном заводе, на котором десять лет проработала инженером-конструктором, и поехала в свой «грандтур» по Европе. Сначала добралась до Питера. Оттуда – в Финляндию. Покаталась по Норвегии и Исландии. Прилетела в Швейцарию, а потом были Бельгия, Франция, Италия, Испания. Где-то передвигалась стопом, где-то на автобусах. После этого я махнула в Южную Америку, где провела пять месяцев. Изучила весь континент. А вернувшись домой, поняла, что вот и пришло время отправиться на Чукотку, о которой я мечтала с самого детства.
Не страшно было ехать на Чукотку одной? Все-таки это изолированная часть суши и никаких всесезонных дорог там нет.
Чукотка – это дорого, сложно и местами опасно. А еще там полно всякого зверья и очень слабенький автостоп. Поэтому изначально я и не планировала, что окажусь там одна. Со мной был товарищ, и мы не слишком спешили добраться из точки А в точку Б. По пути заезжали во все крупные города, гуляли, смотрели достопримечательности. Провели три дня на Байкале, побывали в Якутии. Но судьба распорядилась так, что когда спустя месяц мы добрались до чукотского города Анадырь, товарищу по семейным обстоятельствам пришлось вернуться домой. И я осталась одна: один на один с необходимостью принять сложное решение.
У вас был какой-то план действий?
План был, но во многом я полагалась на импровизацию. На севере многое за тебя решают обстоятельства. Иной раз ты не можешь сдвинуться с места целую неделю, потому что нет транспорта. Прилетев в Анадырь, я сначала отправилась в Эгвекинот, это был мой первый интересный поселок на Чукотке. Дальше – 800 км по чукотскому бездорожью до самого северного города России, Певека. Там я посетила полярную станцию, на которой снимался фильм «Как я провел этим летом». Оттуда – 600 км до Билибино, потом в Анюйск. Дальше по моему плану была Колыма. Я хотела добраться гидростопом вверх по течению до Магаданской области. Но все пошло не так. Оказалось интереснее. Выяснилось, что навигация в начале сентября уже закончилась из-за засушливого лета. По Колыме я прошла на судне, перевозившем топливо, – всего 300 км по реке, после чего пришлось вернуться обратно и ждать морской корабль. На нем можно было добраться до Мурманска, Владивостока или Архангельска. Вот так я застряла на Чукотке – и путешествие на Крайний север обернулось для меня кругороссийским трипом на кораблях.
Где вы жили?
В ожидании морского корабля мне пришлось провести на Чукотке два лишних месяца, что в мои планы не входило. Я не была готова к такой задержке. Тем более что я не знала, когда придет корабль, и находилась в ожидании каждый день. Это и морально, и физически изматывает. Очень помог каучсерфинг – общемировая сеть гостеприимства, члены которой предлагают друг другу помощь и ночлег во время путешествий. Были кое-какие контакты по каучсерфингу – в Эгвикеноте и Билибино. В целом я рассчитывала на волю случая: что я как турист буду интересна местным жителям. Все так и вышло. Везде, где я была, видя человека с рюкзаком, местные подходили, интересовались, кто я, откуда, не нужна ли мне помощь. Люди на севере оказались очень доброжелательными, открытыми, всегда готовыми прийти на помощь, предложить свой дом в качестве ночлега. Гостеприимность и радушие в крови у северного населения. Иначе там просто не выжить. Мне особенно понравились своей открытостью чукчи, юкагиры и якуты – очень светлые люди. И я подумала, что здорово, наверное, было бы жить на севере в таком приятном обществе.
Как вы рассчитывали бюджет на время такого длительного путешествия? У вас был какой-то лимит?
У меня был бюджет 10 000 рублей в месяц, и в него я должна была вписываться. Когда требовались деньги на перелет, я продавала открытки в своем инстаграме, таким образом зарабатывала на билет. Деньги тратила, в общем-то, только на еду. В рюкзаке всегда был базовый набор для туриста: консервы, сухие крупы и газовая горелка, конечно. Кстати, Билибино – самый дорогой город России. Да и не только. Продукты и товары первой необходимости дешевле даже в Исландии, чем там.
Что стало самым большим впечатлением за все путешествие?
За пять месяцев моего путешествия сильнее всего меня впечатлили моря Ледовитого океана. Я всегда думала, что это просто вода, по которой плавают льдины. Но оказалось, что это бескрайняя белая ледяная пустыня до самого горизонта. И по ней не спеша идет судно ледового класса, оставляя после себя след из воды. А вы знали, что на Северный полюс можно доехать на машине – по льду, обгоняя ледоколы? Для меня это стало настоящим открытием. Другое открытие – это то, что по воде, везде, где есть сообщение, можно добраться куда угодно. В любой, самый отдаленный уголок страны. Просто договорившись с людьми, и зачастую даже бесплатно.
Каким человеком вы вернулись домой?
Сложный вопрос. Сейчас мне еще только предстоит разобраться в себе. Я то надеялась, что вернусь поумневшая, просветленная, посвежевшая. Но, кажется, я вернулась чуть более запутавшимся в жизни человеком. Не знаю, почему так происходит. Может, потому что реализовала мечту номер один. А может, потому, что слишком долго была в пути. Надо прийти в себя, передохнуть. В длительных путешествиях мозг работает лихорадочно. Он получает очень много новой информации и эмоций каждый день. И все это нужно переварить, разложить по полочкам, иначе неминуемо эмоциональное выгорание.
Что дальше?
Может, устроюсь на работу и буду жить, как нормальные люди. А может, продолжу путешествовать. Конечно, когда в твоей копилке впечатлений уже столько стран, мест и разных культур, этим хочется делиться с другими. И, возможно, я буду помогать людям устраивать нестандартные путешествия, осуществлять мечты. Ведь многие хотят увидеть отдаленные уголки планеты, но не знают, с чего начать и как это все организовать. А еще, это уже личное, хотелось бы посетить Африку, глубже изучить наш север, побывать на Аляске, в Гренландии или на Антарктиде.
Текст: Оксана Ватаг
Комментарии (0)