На 66 году жизни умерла британский архитектор и живой классик мира дизайна Заха Хадид, которая только недавно приезжала в Петербург на свою первую персональную выставку в Эрмитаже. Вспоминаем самые необычные творения Захи, которые, уверены, будут жить вечно:
«Планета на своей собственной орбите», по широко известному поэтическому определению Рэма Колхаса, в архитектурном бюро которого она начинала карьеру в конце 1970-х, Заха Хадид на сегодняшний день — самая известная и востребованная представительница деконструктивизма. Архитектурное течение, начавшееся как художественный эксперимент, начиная с конца 1990-х стало как ни в чем не бывало облекаться в сталь, стекло и бетон. Обтекаемые дома-пузыри, положенный в концептуальную основу вполне функционирующих зданий делезианский принцип ризомы (грибницы без центра), сооружения будто бы из вселенной тетралогии писателя-фантаста Дэна Симмонса «Песни Гипериона» — наиболее яркие и убедительные воплощения всего этого удались именно ей.
При всем вышесказанном, источник вдохновения архитектуры Хадид — вовсе не постструктуралистские философские доктрины (взаимовлияние философии постмодернизма и современной архитектуры — отдельный необъятный сюжет). На выставке в Николаевском зале Эрмитаже будут экспонированы чертежи и макеты, прямо отсылающие к русскому авангарду начала XX века, а конкретно к Казимиру Малевичу и радикальной эстетике супрематизма. Это красноречивая точка отсчета трудной карьеры архитектора.
Сначала Заха долгое время проектировала «в стол»: ее проект клуба «Пик» на холме над Гонконгом, победивший в международном конкурсе, так и не был реализован. То же самое с проектами Кардиффской оперы, обитаемого моста над Темзой, перевернутого небоскреба в Лестере и так далее: все эти футуристические замыслы остались на бумаге.
Прорыв случился в 1999-м, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати: после окончания работы в 2003-м Хадид стали наперебой приглашать работать в разных странах мира. Сегодня в ее звездном портфолио множество реализованных работ, от онкологического центра Больницы Виктории в Керколди до частных особняков нуворишей. Максимально возможное символическое признание было оформлено в 2004-м: она стала первой женщиной в истории, получившей Притцкеровскую премию, причем церемония вручения случилась здесь, в Эрмитажном театре.
Карьера Хадид, наконец, — победоносная история, если смотреть через оптику либерального феминизма. Женщина арабского происхождения преодолела косность семейных традиций (семья родившейся в Ираке Захи была хоть и образованной, буржуазной и прозападной, но все же вполне патриархальной), мужской диктат в профессии и долгий период практической невостребованности, и прийти к нынешнему статусу планеты, которая вращается по собственным правилам.
Комментарии (0)