Дизайнеры проектируют конструкцию изделия по фото и воплощают ее в жизнь. Они рассказали нам, почему решили открыть салон, откуда взялся стереотип, что в России не делают нормальную мебель, а еще поделились, как поймать дзен и передать его заказчику.
Если погуглить вас, одним из первых результатов будет видео десятилетней давности на YouTube…
Александр Бурцев: M-Television?
Да.
Александр Бурцев: О нееееееет. (Хохочет.)
Вы там сидите в фиолетовой футболке и рассказываете, что во всех своих проектах используете фиолетовый цвет.
Александр Бурцев: Ничего не хочу слышать. (Закрывает лицо руками.)
Если серьезно, как с тех пор изменился рынок дизайна – и вы сами?
Александр Бурцев: Тогда все было гораздо проще: люди легко соглашались на эксперименты. Фиолетовая стена? Давайте! Сегодня у всех есть насмотренность – с одной стороны, это хорошо, а с другой – оставляет меньше простора для смелых и необычных решений. Если говорить обо мне, то с самого начала я был достаточно в себе уверен. К тому же мне всегда помогала Даша. Говорят, что за каждым великим мужчиной стоит сильная женщина: наша пара – именно тот случай.
Дарья Давыдова: Ладно, давайте не будем превращать интервью в лавстори. (Смеется.)
Где вы учились?
Александр Бурцев: В девяностые из профильных заведений в Уфе было только художественное училище в Черниковке, которое выпускало оформителей интерьеров. Слова «дизайнер» тогда не было! Нас учили цветопередаче, перспективе, композиции, а в качестве дипломной работы я оформлял актовый зал. После выпуска подал документы в архитектурно-строительный институт, но уже на этапе поступления не сошелся во мнениях с преподавателями: на экзамене по рисунку меня отчитали, что я кладу штриховку не в ту сторону.
Я понял, что здесь меня будут загонять в рамки и учить работать по шаблону, поэтому послал всех подальше – и устроился в мебельную фирму сборщиком. Когда руководство узнало, что я рисую – меня сделали дизайнером-проектировщиком.
Первым частным заказчиком стал мой приятель, владелец магазина «Сотовый рай» – помните, была тогда сеть салонов мобильной связи? Он сказал: слушай, ты же рисуешь схемы шкафов. А можешь сделать мне проект мебели для всей квартиры? Я согласился – и создал свой первый дизайн-проект. Так все и началось. Клиенты приходили один за другим, через знакомых, по сарафанке. Я рисовал, рисовал и дорисовался…
До собственной студии?
Александр Бурцев: На самом деле я всегда хотел быть не просто дизайнером, а иметь свое пространство, команду. Наша студия существует уже более 10 лет. Но название «Коробка» – кстати, его придумала Даша – появилось относительно недавно. И теперь это запатентованный товарный знак. Коробка на строительном сленге – пустое помещение с голыми стенами. Сейчас в штате пять человек, мы все делаем вместе. Одна из особенностей нашей студии в том, что в каждом проекте задействованы все сотрудники.
Дарья Давыдова: Говорят, что каждая идея должна пройти через трех человек: фантазера, реалиста и пессимиста. Мы работаем именно так.
Кто из вас кто?
Александр Бурцев: Я – однозначно фантазер: встречаюсь с заказчиками, придумываю концепции, задаю общий темп. Иногда команда сдерживает меня, чтобы я не закидывал клиента все новыми и вариантами, когда он все уже согласовал.
Дарья Давыдова: Я пессимист: подключаюсь на этапе реализации и своими бесконечными придирками помогаю довести объект до совершенства.
Можете вспомнить особенный для вас проект?
Александр Бурцев: Из последнего – ресторан «Феномен»: развлекательно-экологический проект с тремя принципиально разными интерьерными зонами, он вот-вот должен открыться. Мы сделали для него очень крутой интерьер: с зонированием, использованием разных стилей. Там будут две огромные колонны, обернутые бесшовными экранами, на которые проецируется трехмерная картинка. Это был не первый наш опыт работ с общественным заведением, но все же определенный мандраж, конечно, присутствовал – особенно на этапе реализации.
Этот момент всегда самый волнительный, причем иногда приходится успокаивать не только себя, но и клиента. Потому что всегда есть такая стадия, когда все утверждено, материалы закуплены – и тут у заказчика возникает мысль: а может, нужно сделать вообще все по-другому?
Как в ночь перед свадьбой, когда резко хочется все отменить.
Александр Бурцев: Да-да! В такие моменты важно взять себя в руки и сказать: мы все делаем правильно. Получится круто. Доверься мне – и все будет хорошо. Как показывает практика, в итоге все остаются довольны.
Дарья Давыдова: Еще одним необычным кейсом для нас стал проект дома в Миннесоте. Заказчики – молодая семья, которая переехала в США из Уфы. Они долго искали дизайнера в штатах, но поняли, что им не нравится американский стиль – знаете, вся эта массивная мебель, огромные диваны с дутыми спинками. И вот кто-то из уфимских знакомых посоветовал им обратиться в «Коробку». Они сделали замеры дома, прислали нам – а мы спроектировали интерьер в духе неоклассики. Все остались довольны.
Кстати о мебели – это одна из ваших новых специализаций?
Дарья Давыдова: Идея родилась у нас давно: кто, если не дизайнеры, смогут открыть идеальный мебельный шоурум – придумать образцы, выбрать цветовую гамму, сделать грамотную расстановку? Долго выбирали помещение и в итоге нашли идеальный вариант: в самом центре, с видом на «Соты». Все, что стоит в салоне, мы используем в своих проектах. Производство находится в Уфе, ткани покупаем в Турции, Италии, Испании.
Концепция такая: вы приносите любое фото дивана, кресла, столика – неважно, из Pinterest, глянцевого журнала, или просто приходите с идеей какой-то необычной мебели – а мы для вас проектируем конструкцию этого изделия и воплощаем ее в жизнь.
Откуда взялся стереотип, что в России не делают нормальную мебель?
Александр Бурцев: Ее начали делать совсем недавно – от безвыходной ситуации. И еще потому, что появились такие люди, как мы. (Смеется.) Думаю, это свойственно нашему поколению: стремиться жить лучше и улучшать мир вокруг. А не выпускать диваны-книжки на фанерном каркасе по принципу «люди покупают – и ладно».
В этом плане я всегда восхищался нашими уфимскими мастодонтами: Игорем Паличевым, Андреем Егоровым. Именно они когда-то вдохновили меня заняться дизайном: помню выставку на ВДНХ, где меня поразили два стенда. Первый – Dark Design с их невероятными визуализациями. Второй – «Эго-дизайн»: Андрей Егоров использовал детские рисунки своего сына и сделал на их основе целую рекламную кампанию – кружки, буклеты. В общем, с того момента я понял, что нужно мыслить масштабнее. Моя глобальная цель – создавать красоту.
Такой подход не переходит в профдеформацию? Ну, знаете, когда вы непроизвольно сканируете все интерьеры, в которых оказываетесь, и мысленно ставите им оценку.
Александр Бурцев: Я никогда не критикую чужие интерьеры – ни вслух, ни про себя. Считаю, если дизайнер создал проект, а клиент его принял – значит, эта работа имеет место быть. Почему я должен ее оценивать? Кстати, чужую критику в свой адрес я тоже игнорирую.
Дарья Давыдова: Я злее. (Смеется.) Могу отпустить колкость, придя в ресторан с необычным интерьером. Саша в этом отношении более сдержан и лоялен. Но я ведь и не дизайнер по профессии – так что могу себе позволить.
Александр Бурцев: А я считаю, каждый волен делать так, как ему нравится. Жесткие правила, узкие стилевые рамки – это вчерашний день.
Поэтому, кстати, мы не замыкаемся в одном конкретном направлении, а берем в работу самые разные проекты, вплоть до микростудий. Разместить семью из четырех человек на тридцати квадратах – задача не из легких, зато какая интересная! А потом часто бывает такое, что этот же заказчик возвращается через пять лет – уже с коттеджем площадью в четыреста квадратов. Опыт из жизни!
Комментарии (0)