18+
  • Образ жизни
  • Дизайн
Дизайн

Игорь Паличев: «Дизайн и архитектура – это не профессия, а диагноз»

Почетный архитектор России, интерьерный и графический дизайнер, основатель DarkDesignGroup (кстати, 4 ноября коллективу исполнился тридцать один год) и хороший друг редакции: Игорь Паличев – яркое подтверждение того, что талантливый человек талантлив во всем.

Фото: Борис Дмитриев

В интервью 2016 года вы сказали, что вдохновляетесь Миланом, Парижем, Амстердамом, Нью-Йорком – но жить хотите только в Уфе. С тех пор что-то изменилось?

Знаете, все познается в сравнении: недавно на отдыхе в Италии я обратил внимание, что большая часть архитектуры, которой гордятся европейцы – это заслуга их далеких предков, а новых дизайнерских решений за последние годы практически не появилось. А в нашей с вами Уфе (специально не говорю про Москву и Петербург) постоянно возникают новые интересные локации, концептуальные интерьеры, арт-объекты.

В каком-то смысле вы тоже приложили к этому руку. Помните свой первый спроектированный интерьер?

Это был магазин элитных продуктов и алкоголя «София» на Чернышевского, сейчас там находится бутик «Emporio Del Vino». Тогда отделочных материалов практически не было, поэтому мы использовали все доступные решения. К примеру, напольное покрытие выполнили из брекчии: обломков мрамора, залитых раствором и отшлифованных. В итоге у нас получилось очень красивое и стильное помещение. Потом для того же заказчика – компании Dasko Group – мы создали проект магазина «Сани» на Галле. Там же появился ресторан Dasko Pizza, тоже наш проект. Рисовать, рисовать, рисовать. 

Ни один компьютер не успевает за человеческой мыслью, рука реагирует гораздо быстрее

С чего вообще началась ваша история с дизайном?

По образованию я архитектор: в восемьдесят шестом году закончил архитектурный факультет Уфимского нефтяного института. Четыре года работал в проектном отделе Государственного комитета по делам строительства Башкирской АССР. Но все это время грезил интерьерами, графическим дизайном. В девяностом году мой дипломный руководитель Александр Васильевич Клемент пригласил меня в «Архпроект» – всероссийское движение, с которым в Уфе сотрудничали многие известные архитекторы: Леонид Дубинский, Олег Томилов, Сергей Рябов, Донат Ахметшин, Дмитрий Винкельман. Клемент сразу предупредил меня, что не обещает заказы, связанные именно с интерьерами и графикой, на что я ответил: мне нужен рабочий стол, настольная лампа – а заказы найду сам.

И как находили?

Поначалу было тяжело, как и всем в лихие девяностые. Порой даже приходилось таксовать. Постепенно в Уфе начал появляться частный бизнес – а значит, возник социальный заказ и спрос на интерьеры и товарные знаки. Одним из первых знаковых ресторанов, который мы спроектировали, стал «Смак» в Доме актера. Проект вышел мегаконцептуальным, самым ярким элементом дизайна была огромная барная стойка в виде рояля: «клавиши» смотрели в зал, а на «крышке» размещались полочки с алкоголем. Ее выполнили по нашим чертежам в Москве, на фабрике, где производят рояли. Лак, которым ее покрыли, был настолько прочным, что об него даже на спор тушили сигареты. Несущие конструкции из алюминия изготовили в опытно-конструкторском бюро имени Яковлева (те самые лайнеры Як). В итоге для ее перевозки в Уфу пришлось заказать самолет. Владелец ресторана пришел в восторг! Он тогда сказал: «Паличев – дорогой дизайнер не просто потому, что хочет большие гонорары: его фантазии дорого обходятся. Но это того стоит!»

Ресторан «Визави». Дизайн интерьера. 1997 г.

Ресторан «Визави». Дизайн интерьера. 1997 г.

Фасад магазина "Техно". 1996 г.

Фасад магазина "Техно". 1996 г.

Приходилось делать те самые одиозные евроремонты?

Конечно. (Смеется.) С арками, ламинатом, настенными панелями и подвесными потолками Armstrong – в те времена это считалось просто вышкой! Но уже тогда я старался выходить за рамки привычного: любой материал может зазвучать иначе.

А что насчет коммерческих пространств?

Для магазина «Техно» мы спроектировали узнаваемую входную группу: ее форма повторяла их фирменную букву «Т». Изначально это задумывалось как решение для одного магазина, но со временем стало стало стилеобразующим элементом для всей сети. Владелец этой сети, задумывая ресторан «Визави», дал нам полный карт-бланш на проектирование и реализацию его интерьера. Получилось очень впечатляюще: пространство с декоративными металлическими элементами в духе, как сказали бы теперь, стимпанка, и стульями от Филиппа Старка, про которого на тот момент никто в Уфе и не слышал. Помню, как мы повсюду собирали железяки, с какой-то парковки я принес огромный вентиль: мы разрезали его пополам, вмонтировали в перегородку, покрыли краской – выглядело безумно круто.

Дизайн серии вилочных погрузчиков SHANN, брендинг. 2022 г.

Дизайн серии вилочных погрузчиков SHANN, брендинг. 2022 г.

Напольная вешалка для одежды Jacket House. 2013 г.

Напольная вешалка для одежды Jacket House. 2013 г.

Прямо сейчас есть в работе какойнибудь сумасшедший проект, от которого вас просто «прет»?

Да, есть такой. Впервые в Уфе – а может быть, и в мире, компания, продающая погрузчики, решила взглянуть на складскую технику под другим углом – и сделать ее бомбической. Такая движуха нам по душе! И родился дизайн серии вилочных погрузчиков Shann для «Еврокара-плюс». Задача была сложная: менять конструкцию тележки, мачты и кабины было нельзя, поэтому мы работали исключительно над формой противовеса. Вдобавок разработали новую модель руля. Его прототип в натуральную величину для нас изготовили на 3Dпринтере ребята из рекламного бюро «Октава». Первый погрузчик, произведенный в Китае по нашему дизайну, уже в Уфе. 

Для меня не существует понятия «рабочий день»: все время, когда я не сплю, так или иначе погружен в свои проекты

Это интервью наверняка будут читать начинающие дизайнеры. Давайте представим, что они спрашивают вас: как стать успешным, много зарабатывать?

Дизайн и архитектура – это не профессия, это диагноз, это болезнь. Чтобы достичь результата, нужно болеть этим. Для меня не существует понятия «рабочий день»: все время, когда я не сплю, так или иначе погружен в свои проекты. А если главная цель у начинающих – только заработать, советую выбрать более денежную профессию.

А какой-нибудь практический совет?

Рисовать, рисовать, рисовать. Ни один компьютер не успевает за человеческой мыслью, рука реагирует гораздо быстрее. Прежде, чем изучать дизайн, есть смысл пройти курсы академического рисунка и живописи. Не пренебрегайте клаузурой – упражнением, которое исповедуют все архитектурные школы. Название происходит от латинского clausēre (взаперти). Преподаватель ставит перед студентом творческую задачу и запирает его в аудитории без возможности посмотреть референсы. Такой подход развивает укладываться в определенный срок.

Загородный дом. Архитектура, дизайн интерьера. 2012 г.

Загородный дом. Архитектура, дизайн интерьера. 2012 г.

Загородный дом. Дизайн интерьера. 2020 г.

Загородный дом. Дизайн интерьера. 2020 г.

А что может стать источником вдохновения?

Все, что угодно! Однажды мой взгляд остановился на обычной вещи – деревянных плечиках для одежды. Мне показалось, что их форма напоминает скатную кровлю дома. А раз так, можно создать напольную вешалку в виде домика. Так появился концепт Jacket House – дома для пиджаков. С помощью знакомых мебельщиков мы изготовили пробную партию и подарили многим друзьям и партнерам.

Материал из номера:
Ноябрь 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: