Основатель и руководитель уфимской Dark Design Group – о том, должен ли архитектор заботится об экологии, почему осознанное потребление ресурсов не популярно в России и как построить дом, который будет не только ликвидным, но и доходным.
Как отучить людей от любви к кирпичу?
А зачем? Кирпич – один из лучших стройматериалов: у него отличные теплотехнические характеристики и несущая способность. Никто не говорит, что его обязательно нужно использовать как фасадный материал: наружная отделка может быть любой. Но важно понимать, что глиняный кирпич так же экологичен, как и дерево.
Но как объяснить заказчику, что дом должен быть красивым не только внутри, но и снаружи?
Это самый главный вопрос. Большинство людей обладает инерцией мышления: они понимают и принимают только то, что видят вокруг себя. А когда появляется что-то нестандартное – скажем, дом с панорамным остеклением – спрашивают: «А что, так можно было?». Можно и нужно! Современные технологии позволяют сделать стеклянное здание таким же теплым, как кирпичное или деревянное. К тому же поставив панорамное остекление, мы получаем и ограждающую конструкцию, и стену, отделанную с двух сторон – и в интерьере, и в экстерьере. Задача архитектора – в том, чтобы донести все это до заказчика. Я всегда привожу в пример автомобиль: когда вы выбираете машину, интерьер салона для вас далеко не так важен, как вид снаружи. Хотя внешний вид вы наблюдаете всего два раза за поездку, а остальное время сидите внутри. Так же и с домом.
Расскажите о мировых трендах в архитектуре.
Одна из популярных тенденций – панорамное остекление. На мой взгляд, это логично: у загородной недвижимости есть особая философия. Если в квартире нам важна и планировка, и наличие парковки, и культурно-бытовая инфраструктура, то в доме человек стремится больше времени проводить на участке. И большие окна как раз позволяют нам быть максимально открытыми для созерцания природы.
Пандемия подогрела интерес людей к загородному жилью. Требования к загородным объектам при этом поменялись?
Изменились прежде всего тренды в строительстве. В девяностые и нулевые коттеджи площадью в 400-600 квадратов считались нормой. Сейчас необходимость в таком количестве метров отпала. Дети повзрослели и разъехались. Гости уже не остаются ночевать – зачем, если в любое время суток можно уехать на такси? Владелец дома в какой-то момент замечает, что уже несколько лет не поднимался на последний этаж. А ведь пустующие комнаты нужно отапливать, освещать, делать в них уборку. Поэтому люди стремятся минимизировать число помещений.
Да, в пандемию многие стремились забрать родственников за город, и ненужные комнаты стали востребованными – но только на время карантина.
В целом подход к проектированию стал более взвешенным. Человек понимает, что не продаст огромный коттедж за ту сумму, за которую его построил – здание устареет морально и эстетически. В идеале элитное жилье должно быть не просто ликвидным, но и доходным.
В каком-то смысле это про осознанное потребление.
Экологические стандарты и применение новых технологий в европейских странах лоббируются государством. Стоит ожидать чего-то подобного в России?
Эко-девелопмент должен не просто лоббироваться, но и дотироваться: без дотаций все это не имеет смысла. Вообще все, что касается такого рода технологий – солнечной энергии, энергии земли и ветра – на этапе установки стоит очень дорого. Да, оборудование можно приобрести и использовать, но срок его окупаемости составит более пяти лет. Такое решение невыгодно в моменте.
Но есть хоть какие-то подвижки в этом направлении?
Забота об окружающей среде – важная и нужная тема. Но пока в России так много природных ресурсов и они относительно дешевы, никто не будет думать об их экономном потреблении.
В Европе при умывании затыкают пробкой отверстие слива, набирают в раковину воду и моются в ней. А у нас даже в жилье эконом-класса люди используют проточную воду без ограничений – она стоит недорого. В загородных домах, особенно элитных, тем более не стоит вопрос экономии. Сбережение ресурсов у нас пока не в почете.
Дизайнеры и архитекторы говорят об этом заказчикам?
Архитектор не может одновременно выступать в роли эколога, социолога и политика. Девиз архитектуры: польза, прочность, красота. Да, мы неравнодушны к проблемам экологии. Но глобально и всерьез этими вопросами должны заниматься люди, обладающие соответствующей компетенцией. На предложение использовать эко-технологии заказчик с большой долей вероятности ответит: «У меня рядом с участком проходит и газ, и вода. Зачем мне покупать установку за несколько миллионов, которая непонятно как работает и неизвестно когда окупится. Лучше я подключусь к уже готовым сетям и буду платить за все несколько тысяч в месяц». Пока есть доступ к ресурсу, им будут пользоваться.
А что насчет эко-трендов в дизайне?
Когда люди заявляют, что не хотят использовать ДСП, я отвечаю: «Поверьте, мы умрем точно не от ДСП». О какой экологичности может идти речь, если в современном городе мы порой получаем предельно допустимую концентрацию всей таблицы Менделеева? Понятно, что изделия и предметы интерьера из дешевого пластика не улучшают экологическую атмосферу жилья, и чтобы полностью себя обезопасить, нужно поселиться в лесу и вести натуральное хозяйство. А эко-интерьеры – не более, чем маркетинг. Мы в любом случае используем и пластик, и моющие средства, и бытовую химию: без них человечество просто не выживет. Задача архитектора – создавать функциональные и красивые решения, которые позволят жить с комфортом.
Текст: Эльвира Галиева
Комментарии (0)