Лауреат премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Петербурга» Нелли Недре изменила концепцию одноименного бренда: сократила модельный ряд, перевыпустила базовые вещи и сосредоточилась на развитии безотдходного производства. Дизайнер планирует сделать первую полностью экологичную марку в России и по просьбе «Собака.ru» рассказывает о том, почему это возможно только через 5 лет, чем осознанное производство в нашей стране отличается от европейского, и за какими мировыми sustainable-брендами стоит следить.
Как бренд NNedre пришел к осознанному производству
Последние пару лет бренд NNedre выпускает детскую линейку из остатков кроя. Она предназначена до шести лет — лишь до этого возраста мы можем позволить использовать «выпады» ткани, не прибегая к «новому» полотну. При продаже таких вещей мы не включаем в наценку себестоимость ткани, ведь она могла бы пойти на утилизацию. Также мы не поставляем эту линейку на опт, ведь ее производство нерегулярно: мы приступаем к пошиву партии только после того, как накопим достаточное количество остатков.
Эта линейка была нашим первом шагом к sustainability («устойчивому развитию»), и именно тогда я задумалась о создании идеального безотходного производства. Стала ходить по университетам Петербурга, узнавая, как это сделать, куда поступить, где мои идеи будут востребованы. Но, к сожалению, столкнулась с непониманием. Я бегала за преподавателями несколько недель, а потом слышала, что из-за огромных рамок в образовании мои идеи попросту не подходят для курсов. Выход был один — развиваться самостоятельно, но так как я была поглощена открытием магазина на Басковом, 29, обучение sustainability пришлось отложить.
К мысли о развитии эко-направлений в бренде я вернулась спустя год, когда познакомилась с создательницей проекта Noplasticitsfantastic Олесей Бесперстовой. С ней (и волонтерами, которые проводили вечера в мастерской NNedre) мы сделали совместную коллекцию мешков для продуктов: материалы для них брали из остатков собственного производства, а также приобретали ткани с минимальным браком у наших поставщиков. Чуть позже мы подготовили партию для отправки заказов с сайта, а сейчас отказались от полиэтиленовых мешков в московском и петербургском магазинах марки, предлагая брать покупки в сумках-несушках. Внедрить эти идеи в бизнес было довольно непросто: для создания несушек потребовался отдельный сотрудник на производстве, к тому же они в четыре раза дороже бумажных пакетов и в десять раз — полиэтиленовых. На подобные инициативы мы планируем собирать средства на Kickstarter (сайт для привлечения денежных средств на реализацию творческих, научных и производственных проектов по схеме краудфандинга — Прим. ред.), чтобы нас могли поддерживать покупатели и люди, которым близка экологичная мода.
Как мировые бренды поддерживают экологию
Планов в развитии sustainability у меня очень много — сформулировать их мне помогла поездка в Берлин, где в январе проходила выставка экологичных брендов Neonyt. Путешествие было полезным с точки зрения погружения в атмосферу: в Европе все сортируют мусор, все думают, что носят, всем небезразлично, что будет с нашей планетой (по крайней мере, в моем кругу общения). Слова «осознанность» и «переработка» звучат намного чаще, чем, скажем, обсуждения ухода Фиби Файло из Celine или смерти Карла Лагрфельда. Я очень люблю мир моды, но немного с другой стороны — для меня важен дизайн во всем: доме, вещах и стиле жизни. Дизайн одежды наиболее близок широкой массе людей, поэтому я понимаю степень влияния модных брендов: Stella McCartney, запустившего программу по борьбе с негативным воздействием модной индустрии на окружающую среду, или Vivienne Westwood, отправившего средства с продажи коллаборации с Burberry на защиту тропических деревьев.
К уже известным и опытным эко-брендам присоединяются более молодые и демократичные. Например, вещи из переработанных материалов от Ecoalf сейчас стоят в районе 200 евро, что связано со сложным процессом переработки отходов, но я думаю, в скором времени они станут дешевле. Также мне понравилась позиция марки Filippa K, которая создала программу полного перехода на sustantibility к 2030 году. Компания понимает, что сделать это мгновенно невозможно — экономика и технологии пока этого не позволяют — поэтому они движутся по выбранному пути постепенно, прививая своим клиентам эко-привычки. На их кассах продаются мешки для стирки, защищающие воду от микропластика, а также спреи для чистки одежды, позволяющие экономить воду. Казалось бы, мелочи, но если каждый человек начнет ухаживать за своим гардеробом и ответственно подходить к покупкам, не приобретая лишнего, — это будет огромным шагом навстречу осознанному потреблению.
Что касается самой выставки Neonyt, то организация немного не оправдала моих ожиданий. Многие спикеры не смогли приехать на свои выступления, а других из-за этого переносили на несколько часов, поэтому было тяжело спланировать собственный график. Но, конечно, я благодарна выставке за возможность лично познакомиться со многими sustainable-марками. Особенно мне понравились бренды, которые пропагандируют использование стоковых материалов и «безостаточный» крой, когда лекала изначально подразумевают отсутствие обрезов ткани. Но главное, что я поняла: экологичные бренды все равно должны выглядеть стильно с точки зрения дизайна и кроя. В однотонной льняной одежде все планета ходить не сможет, поэтому сейчас проводится много исследований в области разработки безвредных красителей. Для этого дизайнеры должны сотрудничать с учеными и экологами.
Как создать экологичный бренд в России
По сравнению с Европой Россия очень далека от экологичного движения в моде. Но учитывая, что наша легкая промышленность в принципе только поднимается с колен, мы можем сделать все четко и правильно. Например, сразу поставить на производствах достойные очистные и перерабатывающие сооружения, предоставить сотрудникам хорошие условия труда, а также позаботиться о том, чтобы не делать перепроизводство продукции (тут очень важна работа менеджеров и аналитиков). Главное, не совершать ошибки на первых этапах выбранного пути: в кулуарах модных форумов и конференций я часто слышу, что Россия ведет переговоры с Zara, чтобы размещать ее заказы на наших фабриках, вместо того, чтобы помогать созданию собственных качественных марок. Меня это очень расстраивает.
В целом, сейчас происходят кардинальные изменения в разных сегментах российского бизнеса: кофейни отказываются от пластиковых трубочек и стаканчиков, магазины призывают приходить за товарами со своими мешками, а площадки устраивают фестивали осознанного потребления. Мои знакомые архитекторы в проектировании новых кластеров всегда думают о месте для раздельного сбора и стараются сделать так называемый «экологичный дизайн». А коллеги по модной индустрии подхватывают sustainable-привычки и идеи NNedre — я только счастлива! Во мне никогда не было духа соперничества, тем более, что мы все боремся за общее дело — сохранить планету.
Как меняется NNedre
Мы значительно сократили модельный ряд — вернулись к тому, с чего начинали. Отказываемся от трендов и держимся определенных рамок: мы знаем, за чем идет наш покупатель, и хотим предлагать ему еще более классные материалы, цвета и посадку. Мы мечтаем быть шире понимания «одежды» — транслировать определенный стиль и образ жизни. Но чтобы воплотить все наши идеи, в том числе касающиеся экологичности, понадобится 5-7 лет, не меньше.
Идеальный эко-бренд, в моем понимании, имеет возможность перерабатывать все остатки, собирать одежду от покупателей для дальнейшего использования, дарить вторую жизнь вещам в любом формате (переработка для создания ниток и нового полотна или переработка для использования в качестве утеплителя). Также очень важны условия труда и использование экологичных источников энергии (но это высший пилотаж!). Кто знает, может NNedre сможет вырасти, сделать такую реструктуризацию и выставляться на экспозициях, как пример, который меняет мир!
Комментарии (0)