18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Как создавать одежду в 102 года? Истории петербургского проекта Granny’s, который объединил бабушек России

Лыжные свитеры, кастомизированные шапки и разноцветные балаклавы как у Calvin Klein — все это могут сделать мастерицы из проекта Granny’s. В конце прошлого года петербурженка Юлия Алиева организовала всероссийский поиск бабушек с навыком вязания: теперь она привозит им необходимые инструменты, передает заказы из Instagram и отправляет в их пользу вырученные с продажи средства. По просьбе «Собака.ru» Юлия записала истории рукодельниц Granny’s — о том, как вязание помогало им в голодные 90-е, как сейчас позволяет оплачивать лечение ребенка с ДЦП, и как мотивирует заниматься любимым делом даже в 102 года. 

Мария Логиновна, 102 года

Москва, рассказывает правнучка Виктория

Когда возникла идея привлечь прабабушку в проект Granny’s, мне нужно было сесть и написать историю жизни. Это оказалось непросто, ведь она — человек дела, лирики тут немного. Сколько ее помню, она всегда занята чем-то полезным: ей одинаково хорошо даются и самые вкусные в мире блинчики, и «боевой» комплект к зиме для правнучки. Потратить весь день, в который можно было бездельничать и рассуждать о прожитых годах, на то, чтобы вспахать огород и посадить картошку, — это про мою бабушку!

История ее началась в далеком и непростом 1917 году и насчитывает множество важных историй, в основном семейных. Они закалили ее характер и сделали, я бы даже сказала, немного дерзким: она никогда не будет делать то, что не хочет. Когда мы стали обсуждать возможное участие бабушки в проекте, я не могла однозначно сказать, согласится ли она вязать из новой, более мягкой пряжи. К нашему удивлению, бабушка была настолько увлечена, и, что самое важное, приноровилась к толстым спицам — теперь ей не приходится напрягать зрение. После каждого изделия она спрашивает: «Ну, что следующее вяжем?». И для нашей семьи нет большей радости, чем новое увлечение бабушки!

Ася Адольфовна, 77 лет

Москва

Я из немецкого рода: при Екатерине Великой наших предков пригласили в Россию, чтобы они направили на развитие страны свой протестантский дух и работоспособность. Родителей, как лиц немецкой национальности, еще до моего рождения сослали на Урал. Там я росла в трудовом лагере, а позже на заводе встретила будущего мужа. Перебралась с ним в Ростовскую область, город Новочеркасск, где работала экономистом. Хотя всю свою жизнь мечтала быть врачом, но попасть в медучилище не получилось.

Я стала учиться вязать в 1962 году после рождения сына. Это было вынужденное обучение, так как на тот момент я была студенткой со стипендией в 24 рубля (при стоимости носков на рынке в 3 рубля). Дома была пара бабушкиных спиц, а нитки добывались путем роспуска старой одежды. Первые связанные мной носки получились очень смешными, с широкой расклешенной пяткой — вязать правильно я доучилась только спустя два года, когда почтой выписала себе специализированную книгу.


Я училась вязать вынужденно, когда была студенткой со стипендией в 24 рубля при стоимости носков в 3 рубля  

О проекте Granny’s мне рассказала внучка. Сначала были сомнения, стоит ли принимать участие, понравятся ли мои работы людям. Первый заказ я сделала в середине ноября, а сейчас связала уже четыре пары носочков. Самые любимые из них — первые, для девушки из Германии, моей малой родины, на которой я так ни разу и не побывала. Такое совпадение показалось мне чудом — я одновременно и радовалась, и переживала. Мне впервые нужно было связать носки для человека, которого я не знаю, который не сможет их примерить перед покупкой, и при этом соблюсти сроки и «немецкое качество». Как раз в то время я нашла в интернете интересную схему вязания и по ней, новому способу, связала еще одну пару девушке в подарок. Я была очень счастлива! Сейчас кладу в каждый носочек по маленькой шоколадке, чтобы люди лишний раз улыбнулись и порадовались. 

Елена Леонидовна, 56 лет

Петербург

Я вяжу с самого детства — это было так давно, что даже не помню, кто научил делать первые петли. Вязание очень выручало в СССР, когда не было большого изобилия товаров, подчеркивающих индивидуальность. А с таким навыком я могла сама создать абсолютно все — от игрушки до серьезной вещи — сначала для себя и сестер, а потом уже для дочери и знакомых. Схемы брала из журнала мод «Вязание», а теперь черпаю идеи из статей в интернете, добавляя к ним что-то свое, авторское.

До того, как уйти на пенсию, даже не думала, что буду заниматься вязанием профессионально. О проекте Granny’s я узнала из объявления в интернете: мне понравилось, что можно иметь дополнительный заработок, занимаясь любимым делом из дома, ведь большую часть времени я провожу с внуком с ограниченными возможностями. Я связала уже довольно много вещей и благодаря проекту почувствовала себя более свободной в финансовом плане. Очень люблю путешествовать и думаю, что вскоре смогу продолжить познавать другие мировые культуры и красоты.

Есть самый запомнившийся мне заказ — от мужчины, который обожает шапки. Обычные мужские шапки ему неинтересны — модели он выбирает из детского и женского ассортимента. Перед Новым годом он летел в самолете и при прочтении журнала увидел шапку мечты. Дома показал ее дочери, а она — в качестве подарка — заказала аналогичную у проекта Granny’s. Исполнительницей заказа стала я — и как было приятно реализовать под Новый год чью-то маленькую мечту, а потом прочитать благодарственный отзыв!

Нина Александровна, 71 год

Архангельск

Я родилась и выросла в городе Архангельск. Живу тут до сих пор. Нас у мамы было пятеро: четыре дочки и один сын. Одежду приходилось донашивать как раз за старшими — как же я мечтала о собственных красивых нарядах! В то время я наблюдала, как мама вязала крючком ажурные салфетки и кружева на кровать, и попросила научить меня так же. Но вязать сама начала, когда вышла замуж и родила дочерей, — они ходили в авторских шапках, джемперах, носках и рукавицах.

Вязание и вышивание спасли меня и когда родился первый внук — купить что-то в магазинах в то время было практически невозможно. Пеленки, одеяла, комплекты в кроватку — все создавала сама, потом уже для второго внука, а сейчас и для правнучки Алины. Она же получила первого связанного мной мишутку, пример которого я увидела в интернете. Сейчас у меня таких же заказывают в рамках проекта Granny’s: я связала уже 16 или 17 штук. Каждый мишка для меня как ребенок, которого отпускаешь жить в другой дом, но заранее знаешь, что его там будут любить так же сильно!

Проект Granny’s полностью поменял мою жизнь — я вяжу с удовольствием и любовью, да еще и денежки за это получаю! Можно сходить с подружкой в кафе, можно купить новое платье. А как приятно, когда девочки-организаторы, спрашивают про здоровье, заботятся, присылают радостные отзывы. Нам, пенсионерам, очень важно знать, что ты востребован, любим и нужен. 

Зоя Васильевна, 60 лет

Воронеж

Я долгое время работала программистом на заводе, но сколько себя помню, всегда любила вязать. В седьмом классе увидела на одной девочке шапку-шлем, которая была очень модной в то время, и захотела такую же. Представление о вязании имела от своей бабушки, которая периодически сидела за варежками и носками, поэтому решила попробовать сделать шапку сама, хоть и получилось не с первого раза.

Сначала я вязала изделия для себя, а когда появилась семья, — для мужа, детей и единственного внука Санечки, которому сейчас 2,5 года. О проекте Granny’s узнала от невестки: она помогала создать мне страницу в инстаграме и случайно нашла аккаунт с работами бабушек. Я раньше такого не видела, поэтому сразу же заинтересовалась: с ноября прошлого года выполнила для проекта восемь заказов, а за всю жизнь — не счесть!

За современной модой я слежу, хотя она довольно противоречива. Наблюдаю за новыми направлениями, отмечаю для себя интересные решения, а потом использую их в своих работах. Сама ношу преимущественно удобную одежду — у меня активный образ жизни: много времени провожу с внуком на прогулках, а летом занимаюсь цветами на дачном участке, сижу с удочкой на речке и плаваю на лодке. 

Алла Петрова, 61 год

Петербург

Я родилась в малообеспеченной ленинградской семье. Родители не могли покупать модные и дорогие наряды, отдавая предпочтение практичности, поэтому в пятом классе я научилась шить и вязать их сама — по книгам. После школы поступила в Московский технологический институт бытового обслуживания на вечернее отделение и стала работать в ателье портнихой. Появилась семья, две дочки, которых хотелось красиво одевать даже при советском тотальном дефиците, а потом и внучки. Всем им я вяжу какие-то интересные изделия, но вязание также стало для меня лечебной процедурой от ревматизма рук.

О проекте Granny’s я узнала из газеты «Метро» и сразу стала искать контакты. Позвонила и была приятно удивлена заинтересованностью моим рукоделием. Вещей для проекта пока связала немного — в основном это шарфы из толстой пряжи, удивительно фактурные и при этом очень уютные. Сама я люблю носить брюки, свитеры, накидки, бактусы и многоцветные пончо, слежу за новинками в моде. Ведь бывает так, что одна маленькая деталь делает интересным и своеобразным весь образ. 

Любовь Валерьевна, 50 лет

Петербург

Я научилась вязать еще в школе: в дефицитные 1980-е очень хотелось иметь модные вещи. Первое связанное изделие — гетры с орнаментом для аэробики. А потом я уже вязала не столько для себя, сколько для семьи в голодные 1990-е. Мои дочки (у меня их трое) были самые модные и гордые потому, что мама вязала им индивидуальную, авторскую одежду. Сейчас уже пять внуков хвастаются друг перед другом, кому бабушка больше и красивее навязала. Но этот процесс для меня — еще и способ заработка: я воспитываю ребенка с ДЦП и оплачиваю дорогостоящую реабилитацию. О проекте узнала от мамы такого же особенного ребенка, и сейчас вяжу много и с удовольствием, спицами и крючком. Умею плести кружева на коклюшках в вологодской технике, но больше всего мне нравится вязать фирменный свитер проекта с жаккардом. Он получается очень душевный и теплый!

Присоединиться к проекту можно через Instagram @russiangrannies

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: