Икона направления арт+фэшн, мастер трансформации и перевоплощения, художник Влад Мамышев-Монро в 1997 году поставил перед собой главные русские вопросы — и ответил на них в одноименном проекте для Мраморного дворца. Это раскрашенные и расцарапанные постановочные фотографии, для которых сам Влад, а также Ирена Куксенайте, Сергей Бугаев Африка, Катя Голицына, Дмитрий Арлюк, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов, Марина Алби и Лиза Березовская разыгрывали перед объективом Андрея Помулева сцены «Куда смотрит милиция?», «Откуда дровишки?», «Тепло ль тебе, девица?» и другие важнейшие загадки России. Участники и соавторы блестящих выходок акциониста вспоминают, как в его паспорте появилась фамилия Монро, а также сколько кусков сахара понадобилось оленю Паше, чтобы сняться в галлюцинозном кадре с Фридрихом Великим.
![]() |
Андрей Помулев
|
![]() |
Олеся Туркина
|
![]() |
Анна Студеникова
|
![]() |
Екатерина Андреева
|
![]() |
Валерий Кацуба
Меня он буквально за пять минут превратил в Емелю. Влад творил чудеса и на своем лице, и на наших. Он так менял черты, что если делал кого-то мымрой, то как бы человек ни старался, как бы мило ни Бэкстейдж «Метаморфоз монарха» улыбался, какую бы доброту из глубин души ни вызывал, а все равно в гриме мымрой и оставался. Словно на лицо была наклеена маска. Конечно, он был первым модником. Смотреть показы Владу не было нужды. Он видел элементы дизайна даже в природе и был мастером в работе с подручным материалом. В «Снежной королеве» он развернул шлейф из пленки для теплицы, а корону соорудил из посеребренного примуса. Грустно вспоминать эти счастливые дни: ни Владика, ни Юры, ни Жульена с нами больше нет. В 2001-м я у себя в Толстовском доме снимал проект «Всякая страсть слепа и безумна», в котором Влад играл Пьеро или Петрушку, обуреваемого страстями, которые, как он говорил, «рано или поздно покидают здравомыслящего человека». В нем все страсти человеческие случалось увидеть в одночасье — и любопытство, и отчаяние, и гнев, и влюбленность, так выразительны были его лицо и душа. В 2005-м Марк де Мони, тогда директор Фестиваля старинной музыки, предложил мне снять историю по мотивам «Прогулок короля» Александра Бенуа, то есть ввести современного художника в барочные ансамбли загородных резиденций русских монархов. Но проблема была в том, что подобный проект с Монро, которого мы тут же представили себе в главной роли, недавно был снят. И тут меня озарило: «Послушай, Марк! Полагаю, Петр Первый, возведший Петергоф по образу Версаля, любуясь своим творением, думал, что мог бы сказать об этом „король-солнце“. И возможно, представлял его своим гостем, блуждающим по аллеям парка. А где-то рядом, у Марли, могла бы читать в закатном солнце Вольтера Екатерина Великая». Андрей Решетин, худрук фестиваля, предложил привезти в гости к Екатерине в Ораниенбаум Фридриха Прусского, добавив, что каждый монарх представлял себя на месте другого монарха, поэтому то, что во всех королей будет перевоплощаться один художник, абсолютно оправданно. Владик наше предложение принял тот же час, назвав историю галлюцинозом, и попросил добавить в список уважаемых особ Елизавету Английскую. Все это мы назвали «Метаморфозы монарха». Стилистом был Юрий Виноградов, часть костюмов мы брали на «Ленфильме», другую он составлял из разных юбок, платьев, воротов, вуалей и «драгоценностей». Они надевались, как капустные листы, где-то сшивались, где-то подкалывались, а где-то просто зажимались скрепками. Юра в этом был большой мастер. Гример в основном работала с париками, потому что такого чутья лица и знания приемов грима, как у Владика, ни у кого больше не было. Перед съемкой я читал группе историю о Фридрихе, поскольку император был нам малознаком. Как-то на конной прогулке по лесу монарх увидел, что в него из ружья целится разбойник. Он лишь погрозил пальцем, и тот исчез. Это помогало понять, насколько внутренне силен был наш герой. И его человеческую и монаршую силу словно обретал Владик. Он слушал истории о Фридрихе, изучал его изображения, и казалось, что в него вселялся характер героя. Детали, на которые обращал внимание только он, помогали обрести стать короля, жесты, взгляд, наклон головы, выражение лица, блеск в глазах, внутреннюю стройность, строгость и великодушие.Как только Владик чувствовал образ, как только начинал раскрываться его гений, главное было не мешать, относиться как к его величеству и вводить в кадр. Тогда в парке Ораниенбаума жил олень Паша. Когда у нас был обед — хлеб и сырно-колбасные нарезки, — он красовался у микроавтобуса. Всем было приятно угостить Пашу хлебом. Он к нам привязался. И когда мы вышли с Фридрихом — Владиком снимать вид на Меншиковский дворец, за нами поплелся и Паша. Мы расположились на плацу дворца, а Паша, выбрав единственную клумбу с гвоздиками, лег в цветы наблюдать за нами. «Давайте Фридриха снимем с Пашей, — предложил Владик. — А фестивалю выставим счет как за баварского оленя». Стилист вводил Пашу в кадр хлебом. На каждый шаг, приближавший его к площадке, уходило по сухарику. И когда Паша встал рядом с Владиком, Юра выбежал из кадра, исчез, как человек-невидимка. А Паша посмотрел в объектив, спасибо ему. Сейчас в Новом музее проходит выставка «Жизнь замечательного Монро». Кураторы Олеся Туркина и Виктор Мазин подготовили ретроспективу, дающую четкое представление о масштабе личности этого замечательного художника. Для этого, правда, Владику вовсе не обязательно было умирать». |
![]() |
Катя Голицына
|
![]() |
Лена Попова
|
Проект: Яна Милорадовская, Ксения Гощицкая
Интервью: Алексей Ловцов
Фото: Галерея XL, личные архивы Андрея Помулева, Валерия Кацубы, Екатерины Андреевой, Анны Студениковой, Олеси Туркиной (Новый музей)
Комментарии (0)