Dice Kayek придумывали белые сорочки, повязывали кокеткорные банты и проповедовли прямолинейную феминность, когда это еще не было мейнстримом. За 30 лет сестры-основательницы Эдже и Айше Эге перепридумали белую рубашку более 60 раз (столько ее вариантов хранится в архиве бренда) и не планируют останавливаться. А их максималисткие платья с рукавами-буфами и россыпью бархатцев носят Шэрон Стоун, Зендея и Аня Тейлор-Джой. Обсудили с Эдже и Айше каучуковые деревья, турецкие свадебные шаровары и поплиновую зависимость.
Dice Kayek — что это означает?
Айше: На самом деле, это ничего не значит — это выдуманные слова. Как правило, бренды называются именами дизайнеров, но в нашем случае это не совсем так. Айше (Ayşe) и Эдже (Ece) Эге (Ege) — очень сложно для произношения. Некоторых букв даже не существует в других алфавитах. Мы провели над ними некоторые манипуляции: соединили, перемешали, чуть изменили. И получилось Dice Kayek.
Вы открыли ваше ателье в Париже в 1992 году. Почему Франция, а не родная Турция?
Эдже: Я училась во Франции. И после окончания учебы решила остаться. К тому моменту я очень привыкла к Парижу: там мой дом, мои друзья. И там в конечном итоге родился Dice Kayek. Париж — это столица моды, кто бы что ни говорил. Но мы часто переезжаем с места на место, потому что наша одежда производится в Стамбуле.
Три десятилетия в моде — огромный срок. В чем секрет такого долголетия?
Эдже: Внутренняя энергия, я думаю. С другой стороны, мы очень связаны с внешним миром, с окружением, у нас множество знакомых — эта включенность всегда держит тебя в тонусе. Прислушиваемся к тому, как мы живем прямо сейчас, где путешествуем, что едим и какую музыку слушаем. Мы интегрируем повседневность в творчество и берем энергию из, казалось бы, обыденных вещей.
Айше: Мы просто любим моду. Мы бы ни за что не смогли жить без нее. Я думаю, эта тяга изначально заложена. Возможно, это и есть талант. Эдже рисовала свои первые эскизы уже в четыре года. Причем под названием своего выдуманного бренда.
Эдже: У меня действительно был собственный бренд. Я рисовала эскизы одежды и наряжала в нее бумажных кукол — до сих пор помню, как они выглядели. Моей учительнице по рисованию очень нравилось то, что я делаю. И она поддерживала меня, показывая мои работы на школьных выставках.
Вы говорите, что одежда Dice Kayek — это результат диалога между Западом и Востоком. Где голос Запада? А за что отвечает Восток?
Айше: Раньше Турция входила в состав Османской империи. Это было огромное и очень влиятельное государство с множеством народов. После них нам досталось богатое наследие – в первую очередь ручное мастерство. Мы провели детство в городе Бурса. Если вы слышали про Великий Шелковый путь, то Бурса была тем местом, где торговцы продавали шелковое сырье и там же из него вручную ткали для экспорта в Европу. Мы выросли среди старинных базаров, где постоянно видели традиционную одежду с принтами и вышивками.
А Запад — это про то, что вещи должны быть носибельными, а их создание должно опираться на актуальные тренды. Иначе они просто будут никому не нужны.
Рубашки и платья из поплина — знаковые позиции Dice Kayek. Скажите, что такого особенного в них, что вы перевыпускаете их из сезона в сезон?
Эше: Приготовьтесь, это долгая история. Когда-то, еще до запуска бренда, у нас был летний дом в Бодруме. И однажды, когда я уже вынашивала мысль о Dice Kayek, я наткнулась дома на белый поплин и подумала: «Вау! Я могу многое сделать из этого». Так и вышло. Вся первая линейка состояла из рубашек — их было 15 штук.
Примерно в то же время, сидя в саду около дома в Бодруме, я увидела, как с каучукового дерева опадают листья. Темно-зеленые и блестящие — они были такие необыкновенно красивые, что я решила непременно поместить их на рубашку. Мы повторили листья каучука в поплине: накрахмалили ткань, придали форму, вырезали. Затем мы сделали то же самое с листьями магнолии. Подобным способом мы украшали не только рубашки, но даже придумали свадебные платья — с пышной юбкой в пол, большим бантом и декоративными листьями.
Айше: У нас есть целая коллекция изделий из поплина. Их около 60 штук — настоящий винтаж, ведь некоторым из них более 30 лет. Все они хранятся в архиве бренда, и каждый сезон мы берем что-то из них за основу, обновляем и помещаем в новую коллекцию. Как бы много у нас ни было идей, рубашки из поплина будут всегда. Это важная часть ДНК Dice Kayek.
Как вы опишете ДНК Dice Kayek?
Айше: Как я говорила, в каждой нашей вещи есть что-то особенное — вау-эффект. Плюс это одежда вне времени. Мне не нравятся вещи для одного или двух выходов на какое-то мероприятие. Я хочу, чтобы нашу одежду можно было достать из шкафа в любой момент и надевать снова и снова.
Эдже: Во-первых, одежда Dice Kayek очень структурированная — мы постоянно вдохновляемся архитектурой. Я не люблю текучие текстуры и силуэты. В моем представлении они должны буквально стоять. Во-вторых, как сказала Айше, долговечность. Безусловно, эпоха подсказывает, что нужно носить сегодня: приталенное или oversize, маскулинное или женственное. Но есть то, что остается навсегда. То, что ты сможешь достать через 15 лет, и оно все еще будет актуальным. И в-третьих, наша одежда не имеет возраста. Ее могут носить и молодые девушки, и их мамы, и бабушки.
Почти каждая вещь Dice Kayek украшена какими-то декоративными элементами: банты, перья, вышивка и кристаллы. Почему вы думаете, что идея декоративности актуальна сейчас? Или это протест против эры тихой роскоши?
Эдже: Мы выбрали этот путь в самом начале и никогда не сворачивали с него. Даже тогда, когда в моде был бум Margiela, гранж и минимализм.
Айше: Я убеждена, что чтобы захотеть оставить какую-либо вещь себе, она должна быть по-настоящему особенной. Знаете, я встречаюсь с друзьями, которые на протяжении многих лет остаются нашими клиентами, и они показывают мне некоторые вещи, которые были куплены 25 лет назад и которые они до сих пор продолжают носить. Чтобы вещь задержалась в шкафу на такой долгий срок, в ней должна быть яркая особенность. Мы редко делаем простые вещи.
Как сочетать такие экстравагантные вещи, например, шелковый воротник с перьями и кристаллами, в повседневной жизни?
Эдже: Носите их с обычными джинсами и кедами. Работайте на контрастах!
Поделитесь любимыми стайлинг-трюками.
Айше: Моя фишка — это черный цвет. Я предпочту его любому другому. Например, черное платье будет смотреться уместно куда бы ты ни пошел. В черном есть определенный класс и шик.
Эдже: Моя униформа — это, конечно, хрустящая белая рубашка. Я сочетаю ее и с джинсами, и с юбкой-карандаш. Добавляю ремень и туфли на высоком каблуке. Я всегда на каблуках. И безусловно, мы обожаем драгоценности — посмотрите на нас (во время интервью на Эдже был сет из колец и браслета Bulgari, а на Айше — бесчисленное количество цепочек — прим. ред.) и на наши коллекции!
Вы наряжаетесь каждый день? Или бывают ленивые дни, когда сил хватает только на джинсы и майку?
Эдже: Никогда!
Айше: Эдже всегда выглядит так, будто наряжалась для какого-то особенного повода.
Эдже: Специально для нашей встречи у меня была заготовлена рубашка из поплина. На этот раз не белая! У нее потрясающий цвет индиго. В ней есть особенная деталь в виде разноцветного вязаного кармана с пайетками — такой пришивался к поясу жениха во время свадьбы, чтобы гости клали в него монеты. Это очень старинная турецкая традиция — у моего прапрадедушки было нечто похожее. Кстати, это отличный пример к ответу на вопрос о диалоге культур Запада и Востока. Сама рубашка достаточно современная — прямой oversize-крой, структурированный фасон. А карман можно легко приспособить под сигареты или смартфон, но все же это отсылка к старинной турецкой традиции и ручная работа.
Если только одна вещь Dice Kayek, то какая?
Айше: Точно вечернее платье!
Эдже: Черное?
Айше: Конечно, черное с кристаллами.
Эдже: Я бы сказала – рубашка. Но не обычная — у нее огромные рукава-буфы. Это знаковая вещь для Dice Kayek— мы повторили ее во множестве материалов: в органзе, хлопке, тафте, шифоне и поплине, конечно. Она есть с вышивками и без, с принтами и без. Это вещь, которая совершенно неподвластна времени и сочетается абсолютно со всем
В вашем списке знаменитых клиенток есть Шерон Стоун и Аня Тейлор-Джой. Чьи имена вы бы еще хотели в нем увидеть?
Айше: Для нас большая честь, что нашу одежду выбирают такие женщины. Но моя философия — создавать вещи, которые бы радовали всех. Неправильно работать для одних звезд, мы хотим, чтобы Dice Kayek выбирали самые разные люди по всему миру.
Что вы делаете, если не работаете?
Эдже: Вероятно, что-нибудь готовлю.
Айше: В отличие от меня — я даже не могу сварить яйцо! Если без шуток, то проблема, или скорее особенность, фэшн-бизнеса — это всегда у тебя в голове, куда бы ты ни пошел. Две недели назад у нас был отпуск, который мы по традиции провели в Турции. Он длился 10 дней. И вот три из них были замечательными. На четвертый мне стало скучно. Я вот с ужасом думаю, чем бы мы занимались, если бы не модой.
Комментарии (0)