Они кастомизируют одежду для клипов, работают над капсульными коллекциями, шьют костюмы для выступлений. Мы поговорили с тремя героями и узнали, чему можно научиться у японских конструкторов, что делать, если нет манекена и где искать винтажные ткани.
Аделина Аминова дизайнер-ремесленник |
Сначала я занималась только кастомизацией, а в 2020 году решила начать шить. До этого у меня даже машинки не было: ее мне подарила мама, а тетя показала, как ею пользоваться. Первым делом я сшила лонгслив для своего маленького бренда одежды Störung – все еще ношу его сама. Уже в этом изделии мне был важен его смысл, я хотела, чтобы одежда могла стать нашей второй кожей. И сейчас я улучшила свою техники шитья, начала придумывать более сложные формы, но эту философию стараюсь сохранить.
Всему учусь самостоятельно: смотрю обучающие видео, особенно мне нравятся ролики японских портных и конструкторов одежды. Их техники всегда отличаются неординарностью и аккуратностью. Еще меня вдохновляют студенты крупных школ мод, мне кажется, их не учат, как делать, им помогают найти свой стиль и раскрыться.
Я создаю капсульные коллекции и образы для творческих съемок уфимских фотографов. Этапы работы в обоих случаях одинаковые, но обычно я шью одежду месяцами, а для проектов примерно за пять дней. Сначала я определяюсь с идеей, потом делаю творческие эскизы от руки или на планшете, а дальше выстраиваю формы будущего изделия из бумаги, приклеиваю их на скетчбук – мне так понятнее, как реализовать одежду и заранее продумать шаги. Дальше уже технические эскизы – вообще, это необязательно для ремесленников, которые работают в одиночку. Потом строю базовые лекала и моделирую, макетов может быть бесконечное множество, с помощью них я проверяю формы, сочетаю, видоизменяю их и только тогда приступаю к шитью. Когда вещь будет готова, я не выставляю ее на продажу, а ношу сама и проверяю, насколько она комфортная, если что-то не так, перешиваю.
Одежду для съемок я начала придумывать буквально месяц-два назад – это необычный опыт, он заставляет работать в непривычном режиме, генерировать идеи быстрее. Но у меня нет желания всю свою работу посвящать только съемкам: мне кажется, при таком темпе легко выгореть. Хотя мне и очень нравится! Я бы, например, хотела сшить образ для солистки группы Florence and the Machine. Ее одежда всегда часть перформанса, в ней есть нотка магии – мои вещи подчеркнули бы ее легкость.
Все мои изделия из льна: я в него влюбилась, когда прочитала историю тканей. Заказываю материалы в специализированных магазинах Санкт-Петербурга или Москвы. Но еще бы я хотела освоить ткачество: у меня уже есть небольшой опыт, теперь надо более детально изучить процесс, поэкспериментировать и внедрить в свои работы элементы из собственноручно сотканных полотен.
Мою одежду покупают мои подруги, хорошие знакомые и артисты, например, я шила блузу для уфимской певицы Adette и костюм для Solarstation (Solarstation – уфимская певица, продюсер и битмейкер – прим. ред). Чаще всего заказывают из Москвы и Санкт-Петербурга, этой зимой впервые были заказы из Америки и Европы. Купить одежду можно просто написав мне в соцсетях, в среднем она стоит от 5 до 40 тысяч рублей. Несмотря на то что мои изделия выглядят непривычно, многие их носят в повседневности, и я сама тоже.
Ильсур Сабуров, портной, создатель бренда Impartnoy |
У меня все получилось случайно: когда брал свой первый заказ, я даже, можно сказать, не умел шить. Но сразу взялся за очень интересную работу: создал джинсы для промо-группы Wave onion. До этого я кастомизировал одежду, снимал процесс на видео, выкладывал в соцсети и в одном из таких постов отметил Стаса (Стас Каримов – диджей и один из основателей Wave onion – прим.ред.) Они заметили, написали мне и заказали себе джинсы. Это была моя первая работа! Я нашел свои старые штаны, отрезал от них часть ткани и оставил в белизне, чтобы эти кусочки поменяли цвет. Потом я вшил заготовки в новые джинсы, получился такой рваный эффект, а на задней стороне краской нарисовал логотип группы. У меня не было даже манекена, но я выкрутился: наполнил большой пакет всем, что было под рукой, и просто засунул его в джинсы – можно взять на заметку начинающим портным. На эту работу я потратил больше 50 часов. Зато сразу после этого я получил заказ от музыканта из Уфы Рината Биглова, он же Misheral. Для него я кастомизировал зимнюю куртку – нашил на нее джинсовые элементы, а рукава полностью сделал из штанин. Звучит легко, но потратил на эту работу больше четырех дней. Еще моя одежда появляется в клипах, например, для клипа «Никто» уфимского музыканта Obrazkobra я сшил костюм.
Ткани для своих работ я всегда использую разные, мне важно, чтобы одежда не была обычной и повседневной. Поэтому считаю, что у меня покупают самые креативные люди города, которые не стесняются своего внешнего вида и хотят выделиться из толпы. Часто вижу людей в моей одежде, в основном в клубах. Но если бы я мог выбирать, для кого сшить изделие, я бы очень хотел увидеть Джастина Бибера, например, в моих рваных джинсах. Заметил, он часто носит похожие вещи – я слежу за его творчеством и выходами.
А так я считаю, что в кастомизации нет ничего сложного и всему можно научиться самостоятельно – я так и делал: брал заказы, постепенно освоил новый навык. И начал уже обучать этому других – так, например, я проводил мастер-класс для детей, показывал им технику тай-дай. Для меня это сейчас больше хобби, я на одежде не зарабатываю. Да и в целом процесс шитья меня отвлекает от проблем, я могу не вставать с рабочего места часами. Хотя я бы хотел развить кастомизацию одежды в России и быть в числе лучших. И надеюсь, что скоро многие в Уфе начнут чаще носить яркую и интересную одежду.
Диана Нагуманова, дизайнер, основательница бренда Manover |
Я пыталась начать шить, еще когда была совсем маленькая: любила переделывать одежду родителей. И когда они начали замечать, что их вещи куда-то пропадают, подарили мне швейную машинку. Мне тогда было 10 лет, и я была уверена, что стану модельером!
Свою первую маленькую коллекцию я сшила для школьного показа. Если честно, мне кажется, моя любимая учительница его организовала, только потому что хотела, чтобы я поучаствовала. Когда я создавала свои первые вещи, даже не особо понимала каким будет результат. Сейчас мои изделия становятся сложнее: я знаю больше про ткани и крой, понимаю, как построить нужные мне лекала, как отшить макет, как придать нужную форму и конструировать. Например, недавно я сделала костюм с топом с огромными расклешенными рукавами, которые разлетаются в разные стороны и объемными брюками-клеш. В этом комплекте много разных тканей, я их соединила вручную – эти кусочки я взяла в свадебном ателье. Для костюма я три раза переделывала макеты, а весь процесс занял два месяца!
Обычно перед тем, как приступить к работе, я создаю сначала эскиз и технический рисунок, потом определяюсь, какая ткань больше подойдет и выбираю подходящую фурнитуру. Только после этого делаю лекала, шью макет и приступаю к раскрою. Самое сложное в этих этапах – конструирование. Всегда обращаю внимание на то, как вещь сидит и, честно говоря, очень мечтаю, что когда-нибудь у меня появится талантливый конструктор, но пока всем занимаюсь я сама и иногда приходится сильно ломать голову и расстраиваться, когда что-то не получается. Чаще всего я использую натуральные ткани, заказываю материалы в промышленных магазинах, где закупаются все «серьезные» дизайнеры. Еще люблю искать винтаж на «Авито» и в комиссионках. Например, так я нашла ткань из коллекций Acne studios, а материалы для кружевных брюк и перчаток купила в винтажном магазине.
Мне очень нравится смотреть архивные показы Вивьен Вествуд, Иссей Мияки, Рей Кавакубо, особенно вдохновляют ее ранние работы для Comme de garcons, Ли Маккуин и Мартен Маржела. А еще недавно ко мне в руки попали фотографии с разных закрытых вечеринок и выставок андеграундной богемной тусовки 1980-90-х в Санкт-Петербурге. От них возникло такое приятное чувство, от которого сложно сидеть на месте и хочется что-то быстрее сделать. Поэтому я создаю вещи не только для своих коллекций, но и для выступлений, так я недавно сшила несколько образов для моей любимой Адель Musume. Это было весело! Вообще, из-за того, что сейчас учусь и занимаюсь моделингом, я не испытываю коммерческой привязанности и потребности быстрее продать свои вещи, у меня есть свобода делать для себя. Но если кто-то хочет заказать изделие, просто пишет мне в соцсетях, оно стоит от пяти тысяч.
Считаю, что уфимцы конкретно раздают стиль: у нас очень много классно одетых людей. И моя одежда вписывается в их гардероб. В ней можно пойти и на фэнси вечеринку, и на скейт-площадку, и в магазин – куда угодно, если хотите быть в центре внимания.
Комментарии (0)