Башкирский театр оперы и балета к открытию нового сезона готовит премьеру оперы П.И.Чайковского «Орлеанская дева». Приглашенный из Ижевска режиссер-постановщик Филипп Разенков в интервью сайту «Уфа.Собака.ru» открыл некоторый тайны предстоящего спектакля.
Филипп, вы впервые в нашем городе. Расскажите о том, как вас приняли.
Работа в незнакомом театре для меня не в новинку. Мне приходилось ставить спектакли во Владикавказе, Красноярске, Сыктывкаре, Ижевске, быть ассистентом в Польше. Попадая в новый театр, еще не зная характеров, и темпераментов будущих коллег, сразу чувствуешь его атмосферу. В Башкирском театре оперы и балета мне понравилось с первых минут – везде меня встречали очень радушно и гостеприимно. Особенно радует, что каждый здесь искренне заинтересован в постановке. Отсутствие эмоционального барьера и огромное желание участников внести свой вклад в проект значительно упрощают процесс. Мне не нужно тратить время на организационные моменты.
В мае состоялась премьера «Орлеанской девы» в концертном исполнении, а в новом сезоне будет полноценный спектакль. Вам такая подготовка помогает в работе?
К сожалению, мне не удалось побывать на майской премьере, но сейчас я работаю с видеозаписью этого концертного исполнения. Я, честно говоря, был приятно удивлен. Валерий Игнатьевич (прим. В.И. Платонов – художественный руководитель театра) проделал огромную плодотворную работу, которая сейчас становится базой для нашего спектакля. Впрочем, надо понимать, что концертное исполнение и полноценная опера – это две разные истории. В подготовке спектакля принимают участие дирижер, режиссер и художник-постановщик, художники по костюмам и свету. У каждого из них имеется собственное мнение и видение произведения, благодаря чему происходит рождение совершенно иного авторского спектакля.
У «Орлеанской девы» нет большой сценической жизни, однако для нового сезона выбрано именно это произведение.
Для меня прелесть как раз в том, что «Орлеанская дева» ставилась редко. Нет проторенной дорожки, а значит, для себя и окружающих я открываю много нового. Было бы большой ошибкой и заблуждением считать, что эта опера Петра Ильича не очень удачна. Публика привыкла к тому, что Чайковский представлен «Евгением Онегиным» и «Пиковой дамой». Между тем сам композитор писал «Орлеанскую деву» как значительное произведение своей жизни.
Впервые эта партитура и у меня вызвала некое отторжение. Мне показалось, что в ней очень много абсолютно нелогичных моментов. Тот факт, что Жанна Д’Арк влюбляется в рыцаря вражеского полка, не вяжется с привычным восприятием героини. Только вникая в историю, можно понять и прочувствовать ее. Некоторые моменты, кажущиеся плоскими, обретают объемность и глубокий смысл. У Чайковского Жанна Д’Арк – живой человек, девушка с огромным количеством противоречий. Любовь для нее – некий спасательный круг. Она ощущает всю тяжесть своей миссии, боится смерти, абсолютно не готова к подвигам, однако, несмотря на сомнения и противоречия, героиня остается свободной.
Чайковский дает очень острые и тонкие намеки, а для того, чтобы сделать эту оперу действительно интересной и понятной для зрителя, режиссеры вынуждены разбираться в них.
А как же быть с исторической достоверностью?
Еще Станиславский говорил, что театр – это жизнь человеческого духа. Часто к режиссерам и авторам предъявляются претензии по поводу достоверности фактов. Между тем для искусства, и театра в частности, история – это отправная точка, исходные данные и форма, которую каждый мастер наполняет своим содержанием. Искусство априори не может быть исторически достоверным. Главное для нас – показать определенные человеческие проблемы, только поэтому театр остается актуальным. Мы не ставим себе задачу показать, кем была Жанна Д’Арк. Наша цель – тронуть зрителей эмоционально. Мы задаем особенные вопросы: а кто мы сегодня, есть ли среди нас люди, готовые пожертвовать собой?
Причем очень часто нас спрашивают, современной ли будет постановка, имея в виду одежду героев. Мне кажется, такой вопрос совершенно не уместен. Абсолютно не важно, в чем выйдут актеры. Современность постановки измеряется не в джинсах на героях, а в том, насколько актуальные острые вопросы ставит произведение.
Расскажите о команде, которая работает над спектаклем.
Команда собралась интересная, поскольку мы все люди разных поколений. Художником-постановщиком выступает человек-история для русского театра Эрнст Гейдебрехт. Для меня, как молодого постановщика, настоящее счастье поработать с таким великим человеком, ведь он всегда умеет создать удивительную атмосферу в спектакле. Наш художник по костюмам Татьяна Ногинова – настоящий мастер исторической стилизации. Она способна создать костюм, который визуально олицетворяет определенную историческую эпоху, являясь при этом абсолютно современным. Наш художник по свету Ирина Вторникова уже зарекомендовала себя как яркая творческая личность. Естественно, главный связующий элемент команды – музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов.
Мне кажется, именно наша разница в возрасте дает нечто новое этому спектаклю. Ведь каждый в силу своего возраста, опыта и представлений о жизни воспринимает произведение по-своему. Так мы открываем друг другу новые стороны «Орлеанской девы».
Во время нашей беседы перед майской премьерой Валерий Игнатьевич отметил, что концертное исполнение позволяет зрителю сфокусироваться на вокале, тогда как спектакль визуальным рядом, светом и костюмами отвлекает. Как вам кажется, в сентябрьской постановке этого удастся избежать?
Самая большая сложность оперного искусства – найти баланс и создать гармонию, ведь опера совмещает много жанров. Естественно, моя основная задача – сделать так, чтобы каждый элемент дополнял другой. Печально видеть, когда в постановке очень сильная музыкальная сторона, а режиссура идет своей дорогой.
А как вы относитесь к критике?
Зачастую творческие личности болезненно воспринимают негативные отзывы в свой адрес. Режиссеры же, напротив, должны воспринимать критику адекватно. Для меня она всегда важнее похвалы, потому что лесть – вещь абсолютно бесполезная. Я всегда спокойно читаю и выслушиваю отзывы. Они помогают с каждым разом делать свою работу все лучше и лучше. Большинство шедевров, которые мы сегодня имеем, родились именно благодаря тому, что искусство притесняли. Дело в том, что выжженная почва не убивает искусство, его убивает равнодушие.
Некоторые люди уверены, что в оперном театре им будет скучно. Стоит ли им приходить на премьеру?
Многие зрители, напитавшись некачественного современного искусства, основанного на развлечении и шоу, приходят в театр и ждут, что музыка здесь будет их услаждать. Естественно, они сразу обманываются, ведь опера не только эмоционально потрясает, но и заставляет задуматься. Если не настроить себя на эту волну, полюбить театр невозможно. Тем не менее, я советую всем быть на премьере. Новый театральный сезон, открытие здания театра после реконструкции, юбилей П.И. Чайковского, редкая интересная постановка – всем этим мы уже привлекли публику и многих критиков.
Комментарии (0)