18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Диана Вишнева: «Мне тесно в классическом репертуаре!»

ОТКРЫТЬ СПИСОК ВСЕХ НОМИНАНТОВ

театр

Прима-балерина Мариинского театра отметила двадцатилетие с момента поступления в его труппу. Завоевав тотальное признание в мире классического танца, освоив хореографию всех выдающихся новаторов, от Марты Грэм до Матса Эка, она стала еще и главным балетным ньюсмейкером страны: запустила в Москве международный фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнева».

Диана Вишнева. Платье и халат Asiya Bareeva
Диана Вишнева, Платье и халат Asiya Bareeva
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева
Диана Вишнева

В мае ваши грандиозные гала-выступления, ставшие, по сути, обменными гастролями двух лучших балетных трупп России, прошли в Мариинском и Большом театрах. Что дальше?

Действительно, я рискнула объединить два театра, устроить праздник и для артистов, и для зрителей. Мне кажется, что в одном вечере удалось соединить разные эпохи, разные стили хореографии, даже разные поколения зрителей. Я продолжаю работать с любимыми труппами в Петербурге, Москве, Нью-Йорке. Никогда не отказывалась от классики, ведь только она и позволяет называться балериной. Другое дело, что со временем мне стало несколько тесно в классическом репертуаре и я оставила лишь те роли, в которых можно раскрыться драматически: Жизель, Джульетта, Манон. Но я уже давно иду путем переключения между классикой и современными постановками. И хотя сделано очень много, не на одну карьеру хватило бы, не могу представить себе год без новых работ. В этом случае все превращается, может быть, не в рутину, но в комфорт, от которого я предпочитаю бежать, ведь век балерины так короток. У меня остались все те же любопытство ко всему новому и жажда адреналина, которые я помню еще по своим первым дням в Вагановском училище. Работа должна меня вдохновлять, взрывать изнутри: хочется делать что-то такое, чего не ожидаешь от самой себя. Так, в марте в Segerstrom Center в Калифорнии состоялась премьера «Спящей красавицы» Алексея Ратманского. Кому-то она может показаться еще одной постановкой со всем известным названием в репертуаре примы-балерины, но на самом деле это невероятно сложный спектакль, нужно было проделать изматывающую работу. Дело в том, что Ратманский восстановил балет Петипа по дореволюционным записям в своей интерпретации. Мне нужно было постигнуть и воспроизвести технику Мариуса Ивановича, а она очень отличается от той структурированной Вагановой техники, которая давно стала правилом. То есть мне нужно было буквально переучиваться, чтобы станцевать эту Аврору. В ноябре в Московском Музыкальном театре состоялась премьера балета «Татьяна» Джона Ноймайера, еще одна из моих масштабных работ последнего времени. Наши с Ноймайером дружба и сотрудничество продолжаются уже многие годы, но для меня было совершенно неожиданно, как он по-современному прочел и увидел эту историю «Евгения Онегина». В конце июня, по завершении сезона в Метрополитен-опере, я снова буду танцевать этот спектакль в МАМТе, а затем в Гамбургском балете, для которого он и был изначально поставлен. Очень хотела бы, чтобы «Татьяну» увидел петербургский зритель, но это уже не от меня зависит. И наконец, фестиваль Context — мое детище, которое я буду растить дальше.

Почему вы решили создать фестиваль, объединяющий постановки таких серьезных трупп, как Нидерландский театр танца (NDT) и Балет Прельжокажа, с работами молодых хореографов?

Почти три года назад Context родился потому, что ко мне пришло желание не только впитывать и учиться, но помогать и отдавать. У фестиваля несколько задач. Первая и главная — помощь в развитии современной хореографии в России, открытие новых имен и содействие их творческой реализации. К сожалению, у начинающих хореографов подчас не хватает ни знаний, ни практического опыта, а их сразу приглашают ставить на большой классической сцене. Я считаю, что это неправильно. Такой постановщик должен иметь возможность оттачивать свое мастерство на площадке, где груз традиций и соответствующий уровень требований не подавят его. Набравшись опыта, поэкспериментировав, найдя собственный стиль, он может выходить на большую сцену. Поэтому и возникла идея создать фестиваль, где молодым хореографам предоставлялась бы возможность творить в комфортных условиях и показывать свои работы в экспериментальном формате небольшой аудитории. Для этого мы организовали конкурс, на который каждый желающий может прислать заявку с описанием и видеозаписью черновых фрагментов будущей постановки. Вместе с кураторами нашего проекта Анастасией Яценко и Самуэлем Вюрстином мы отсматриваем присланные работы и таким образом выбираем участников конкурса. По итогам фестиваля предоставляется возможность стажировки в одной из лучших зарубежных трупп. Так, Владимир Варнава, участник первого смотра, неделю стажировался у хореографа Каролин Карлсон во Франции. Константина Кейхеля, еще одного молодого петербуржца, Самуэль Вюрстин пригласил к себе, в Роттердамскую академию танца, для создания новой постановки. Андрей Меркурьев, участник прошлогоднего фестиваля, поедет в израильскую труппу «Батшева».

Вторая задача фестиваля — просвещение. Известно, что российский зритель недостаточно знаком с направлениями и представителями зарубежной современной хореографии. Например, когда я готовила программу «Диалоги», одна из частей которой — балет основательницы американского модерна Марты Грэм, то узнала, что ее постановок в России вообще никогда не видели! А ведь Марта Грэм дала мощнейший толчок развитию танца модерн.

Другой пример — творчество хореографа Каролин Карлсон, которая стала автором моноспектакля «Женщина в комнате», вошедшего в мою последнюю программу, «Грани». К сожалению, российский зритель мало знаком с ее работами, между тем она оказывает огромнейшее влияние на современный танец, в частности во Франции и Италии. Она создала свой стиль, который называет «визуальной поэзией», и ее танец, технику невозможно описать, это нужно видеть. Мы также проводим мастер-классы, круглые столы, лекции и кинопоказы. Я считаю, что это необходимо как профессионалам, так и зрителям, ведь подчас отрицание и неприятие современной хореографии идет от ее незнания и непонимания. В этом и заключается третья задача фестиваля — в образовании. Сейчас активно ведется подготовка к третьему фестивалю, мы ищем в соцсетях молодых хореографов и приглашаем их к сотрудничеству.

Очевидно, что вы невероятно сконцентрированы на профессии. А что вас интересует за пределами балетного мира?

Мне нравится глубокое европейское кино и хорошие голливудские фильмы, работы режиссеров Ларса фон Триера, Педро Альмодовара и Вонга Кар Вая. Если говорить о музыке, то я выросла на классике, люблю Рахманинова и Стравинского. В то же время мне близки и современные исполнители — Земфира или Бьорк. Понимаете, балетный артист не сможет состояться без самообразования, без расширения своего кругозора. Поэтому когда выдается свободное время, я всегда иду на спектакль в драматический театр. Много путешествуя, стараюсь бывать в музеях, особенно современного искусства.


МЕСТО СЪЕМКИ:

Фабрика «Красное знамя»
Пионерская ул., 53

Фабрика Керстена, в начале ХХ века — крупнейшее трикотажное предприятие России, после революции была переименована в «Красное знамя». В 1925–1928 годах на ее территории по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона была построена силовая станция и один из корпусов, признанные сегодня памятниками конструктивизма. В 2009 году выкупивший разорившееся предприятие бизнесмен Игорь Бурдинский обещал открыть в нем центр современного искусства, но пока дело ограничилось несколькими разовыми проектами.


Текст: Виталий Котов
Фото: Ира Бордо

Люди:
Диана Вишнева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: