Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Валерий Платонов рассказал о том, что ожидает зрителей.
Валерий Игнатьевич, расскажите, почему было выбрано именно это произведение?
В этом году мы отмечаем 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского. С моей точки зрения, ни одно музыкальное учреждение не может оставить это событие без внимания. Я не устаю повторять, что Чайковский – это наше все. Ведь он – один из самых исполняемых композиторов во всем мире.
Кроме того, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» – постановки, которые публика знает и тысячу раз видела, а «Орлеанская дева» по музыкальным достоинствам не уступает им.
Выбор был действительно большой – «Чародейка», «Опричник», «Черевички» и многие другие шедевры великого композитора. Однако именно «Орлеанская дева», к сожалению, редко исполняется. Хотя Чайковский в своих письмах неоднократно говорил, что это его любимое детище, и он вложил много душевных сил. Действительно, эта опера – кладезь потрясающей музыки, красоты, эмоциональной силы и мощи.
Причину редких постановок «Орлеанской девы» я вижу в том, что довольно сложно для нее собрать полноценный состав исполнителей. Здесь нужна выдающаяся певица на роль Иоанны, весь комплект мужских голосов от баритона до баса, а также замечательное сопрано для партии Агнессы.
Вам удалось найти подходящие голоса?
В «Орлеанской деве» задействованы лучшие певцы нашей труппы, а также приглашенные звезды российской оперной сцены из разных театров. У нас нашлась выдающаяся певица – Лариса Ахметова, с Екатеринбургского театра мы позвали Надежду Бабинцеву, которая исполнит партию Иоанны. На роль Агнессы я пригласил одну из звезд российской оперной сцены – Зарину Абаеву. Мужские роли отданы прекрасным певцам – нашему Яну Лейше и приглашенному Эдуарду Морозову. Другими словами, звезды сошлись и сложились самым удачным образом. В настоящее время полным ходом идут репетиции, которые укрепляют меня в мысли, что получится очень хорошее исполнение.
Почему «Орлеанскую деву» решили поставить именно в такой форме?
Данная работа, можно сказать, – предвосхищение более глобального события. Следующий сезон мы собираемся начать с постановки уже оперы «Орлеанская дева». Однако и концертное исполнение – довольно популярная форма во всем мире. Она подразумевает концентрацию именно на музыке и ее внутренней сути, содержательности и эмоциональности, а также непосредственно на исполнителях. В оперном спектакле внимание зрителей обычно рассеивается на декорации, костюмы и свет. Хотя Покровский говорил, что опера, не поставленная в театре, – мертвая опера. Я в данном случае согласен с ним только частично, поскольку, думаю, что оперу можно просто слушать, получая при этом колоссальное удовольствие и невероятные впечатления.
При этом в концертном исполнении часто используются дополнительные элементы – игра света, цветовые краски, визуализации. Я попросил художников сделать для «Орлеанской девы» визуальный ряд, который бы отсылал публику к определенным настроениям и создавал некую эмоциональную среду. Естественно, это не иллюстрация музыки, а лишь визуальная помощь в восприятии для тех, кому будет сложно сконцентрироваться только на звучании.
Что же ожидает зрителей на премьере?
Часто приходится слышать публики заявления типа «Ой, я в опере или симфонической музыке ничего не понимаю». На самом деле понимать ничего не нужно. Например, вы пришли в кино, сели, расслабились и просто внимаете происходящему. С оперой происходит также. Главное, на любой спектакль приходить с открытой душой и с желанием воспринять происходящее. Музыка – исключительно эмоциональное искусство, которое говорит само за себя. Если вы открыты ей, то понять будет несложно.
«Орлеанская дева», 28 и 29 мая,
Концертный зал Уфимского училища искусств,
начало в 19.00
Комментарии (0)