Алсу Галина основала в Уфе один из первых частных камерных театров, известный своими смелыми постановками с нецензурной лексикой и острыми темами. В первый год под ее руководством он завоевал награду «Лучший спектакль малой формы» на международном фестивале Ludi с пьесой «Рыдания». Также коллектив получил признание на фестивале «Параллели», а на «Молдфест.Рампа.ру» взял награду за спектакль «Где-то и около…». В 2023 году всего за один сезон они отыграли рекордное для них количество спектаклей – 200, и отметили десятилетие театра. А основательница проекта Алсу Галина стала лауреатом нашей премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» –2024 в номинации «Искусство и литература».
Вы ставите как классику, так и авторские спектакли?
Да, бывает по-разному. Когда мы создали театр в 2013 году, у нас уже было поставлено несколько спектаклей, например «Рыдание» по пьесе польского драматурга Кшиштофа Бизе.
Но больше все-таки преобладают авторские спектакли, которые придуманы для The Театр? Кто их пишет?
Режиссер совместно с драматургом. К примеру, наш режиссер Артем Самигуллин решил поставить спектакль «Под одеялом». Это иммерсивный спектакль-путешествие, где зрители не просто сидят в зале, а ходят по разным комнатам. Весь театр был поделен на небольшие пространства, и в каждом – своя индивидуальная постановка. Он предложил эту идею, нашел драматурга для создания мини-спектаклей, которые мы посвятили самым важным воспоминаниям из детства.
У нас нет строгого плана постановок на сезон – по типу «только классику». Все происходит по наитию: когда кто-то из команды влюбляется в материал или идею – из этого рождается спектакль.
Как поделены роли между вами в театре?
В нашем театре есть режиссеры, актеры и драматурги, и их роли часто переплетаются. Например, наш драматург Лидия Леонтьева написала две пьесы, но также играет в спектакле. У нас никто не ограничивается одной ролью, ты всегда погружаешься в театр полностью и участвуешь во всех его аспектах.
Как вы считаете, театр оказал влияние на развитие современного искусства в Уфе?
Конечно. Понятие частного театра было для Уфы чем-то совершенно новым. Подобные проекты уже существовали, и я не могу сказать, что мы первые и единственные. Но мы стали первопроходцами в Уфе, которые не просто начали этот путь, но и продолжают идти вперед, несмотря на все трудности.
А почему это повлияло на развитие города?
Когда мы только начали ставить спектакли, зрители относились к нам с опаской: нецензурная лексика, странные сцены, отсутствие классики. Поначалу в зале бывало всего пять-десять человек. За одиннадцать лет мы завоевали доверие зрителей, и теперь наши спектакли всегда проходят с аншлагами.
Мы также посещаем театры в других городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург, где традиция частных театров развита. Изучаем их постановки и тенденции, чтобы вдохновиться и открыть нашему зрителю что-то новое. Радует, что он стал более восприимчивым к нашим идеям. Благодаря этому современное искусство в Уфе процветает. К тому же начали работать другие частные театры, что разнообразило культурную жизнь города. Теперь люди могут выбирать между классическими постановками в государственных театрах и чем-то альтернативным, острым и честным в частных.
За кричащими заголовками стоит какая-то острая психологическая проблема?
Конечно! Естественно, что кричащие заголовки привлекают много внимания. Всем хочется узнать: «А что здесь?», «А о чем это?». Но все это гораздо глубже по смыслу. Например, один из наших спектаклей посвящен женскому организму. После постановки к нам подходило много зрителей с благодарностью. Иногда мамы сидят в зале вместе с дочерьми.
Получается, вы ставите цель просветить зрителя?
Мы просто говорим честно обо всем. Например, после спектакля «Яжмать», режиссером которого являюсь я, очень часто подходят девушки и женщины и благодарят за то, что мы говорим обо всех нюансах послеродового периода и показываем, что они в этом не одиноки. Каждый спектакль откликается в зрителе по-своему.
Почти все спектакли 18+, почему так?
На одном фестивале я услышала и запомнила ответ на высказывание: «Почему вы материтесь в спектаклях? Разве без этого нельзя?» Один из членов жюри сказал: «Представьте, что вам на ногу упал кирпич. Что вы вскрикните в следующую секунду? Это будет короткое всем понятное слово или «Ой, так неловко»». Вот и мы – простые, живые, с настоящими эмоциями.
The Театр играет только в Уфе? Или бывают гастроли в другие города?
Бывают. В прошлом году были в Ижевске, там тоже есть частный театр, и мы ездили к ним. В Екатеринбурге, в Казани, в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге на фестивалях были. Скажу так, сидеть в своей тарелке – плохо. Нужно постоянно искать что-то новое.
Какими достижениями вы особенно гордитесь?
На одном из фестивалей, за постановку «Солнечные линии» мы удостоились наградой «Лучший актерский дуэт». С «Рыданием» мы вообще на международном фестивале Ludi взяли номинацию «Лучший спектакль малой формы» – это, кстати, было в самом начале нашего пути. «Золотой маски» у нас, к сожалению, нет. (Смеется.) Хотя нас хотели номинировать.
Планируете ли вы расширяться?
Вот да! (Улыбается.) В планах есть такой этап. У нас всегда все идет постепенно. Хотим сделать все помасштабнее и удобнее для нашего зрителя. Мне важно, чтобы зритель, который к нам приходит, перешагнул порог и ощутил этот wow-эффект. Главное все делать в свободе, радости и любви к своему делу. Надеюсь, скоро порадуем всех новостью о переезде в другое, более просторное здание.
Текст: Александера Иванова
Фото: Айбулат Акбутин, Наташа Романова
«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:
Федеральную аптечную сеть «Фармленд»
Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge
VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK
Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров
«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса
Комментарии (0)