18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Режиссер и основатель театра в гриме De Bufo Анастасия Гайнанова: «Мы намерены сделать все, чтобы “Айда фест” продолжил жить»

В этом году прошел третий по счету фестиваль уличных театров, и он был еще масштабнее: коллективы из семи городов России, шествие артистов по проезжей части в центре города, яркие декорации в виде гигантской куклы. Директор частного проекта рассказала, чего ждать от феста в будущем и почему у каждого артиста в коллективе есть другая официальная работа.

Анастасия Гайнанова

Анастасия Гайнанова

Какие впечатления от фестиваля в этом году?

На самом деле классные! Я думаю, все получилось. У нас увеличилась команда организаторов: если в первый фест нас было семь человек, то в этот раз больше двадцати. Это все наши друзья, артисты студий и других театров и просто люди, которые хотели сделать хороший проект для Уфы.

А сложности были?

Наверное, этот фестиваль стал самым трудным в плане подготовки, но это значит, что мы растем. Например, мы решили заселить артистов не в хостел, а в гостиницу. Нужно было найти трансфер, организовать питание. Еще захотели сделать шествие артистов по проезжей части – а ее нужно было перекрыть. Вот в этом периодически возникали сложности, но в итоге все случилось как нужно.

Анастасия Гайнанова на фестивале "Айда фест"
Наташа Романова

Анастасия Гайнанова на фестивале "Айда фест"

Людмила Михайлова
Кукла для спектакля "Большой бездомный Бог"
Алексей Леонов

Кукла для спектакля "Большой бездомный Бог"

Алексей Леонов

На фестивале была огромная кукла. Как появилась идея ее задействовать?

Это были декорации для спектакля театра «Вокруг» из Санкт-Петербурга. Прототипом куклы стал настоящий человек без определенного места жительства, с которым однажды на гастролях познакомились и разговорились ребята. Он поделился с ними размышлениями о том, что такое дом и как важно его иметь — эта история и легла в основу спектакля «Большой бездомный Бог». Кукла умещается в несколько сумок и крепится на строительных лесах. А еще и у нас была гигантская кровать, на которой все желающие могли попрыгать вместе с клоуном — это создавало ощущение наивности и праздника даже у взрослых.

Все равно меня манит уличный театр. Я не хочу никого обидеть, но как будто он очень честный.

Какие коллективы приехали на «Айда фест»?

Участники были из семи городов: Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Казани, Москвы, Альметьевска, Челябинска, Перми. Это профессиональные уличные театры. Можно без скромности сказать, что у нас были одни из лучших артистов России. Мы составляли программу и думали, а что зайдет уфимскому зрителю? Старались собрать разные жанры. Например, у нас были коллаборации: Хор Дурацкого из Санкт-Петербурга с Уфой. Дириженя (руководитель коллектива Женя Клекотнева) приехала к нам за несколько дней до фестиваля и собрала всех желающих уфимцев для выступления в составе хора.

Ждать ли «Айда фест» в следующем году?

Загадывать не будем, но мы намерены сделать все, чтобы фестиваль продолжил жить. Хотим вернуться к изначальной идее феста: один день – один район. У нас в Уфе семь таких, и было бы здорово пройтись по каждому и организовать недельный фестиваль.

Шествие артистов по центру Уфы
Александр Яковлев

Шествие артистов по центру Уфы

Александр Яковлев
Александр Яковлев
Наташа Романова
Алексей Леонов

Анастасия, а как вы пришли в театр?

Еще со школы я была на сцене, играла в КВН. Помню, в одиннадцатом классе я вообще перестала посещать предметы, которые мне не помогут в театральном. (Смеется.) Я хотела поступать на актерский факультет, но в итоге попала на режиссерский. Примерно за несколько дней до начала учебы в университете мне написал мой будущий одногруппник и спросил: «Ты что, мим?». Он просто увидел мои фотографии в соцсетях в этом образе. Оказалось, он был мимом, и позвал меня выступить на свадьбе. Мы сделали номер и потом года четыре сами учились по видео на YouTube.

Перед началом учебы в университете мне написал будущий одногруппник и спросил: «Ты что, мим?». Мы сделали номер и потом сами учились по видео на YouTube.

Со временем к нам стали присоединяться другие ребята, а к выпуску уже сложилась команда. Сейчас De Bufo — это творческое объединение артистов, художников, драматургов и других творческих людей, которым нравятся пантомима, клоунада, эксперимент, уличный и современный театр. В нашем репертуаре юмористические, интерактивные и лирические постановки для всех возрастов.

Несмотря на то, что я работаю и в государственных театрах как режиссер, все равно меня манит уличный театр. Я не хочу никого обидеть, но как будто он очень честный. Зритель либо уйдет, либо нет. А если ты хорошо работаешь, еще и можешь уйти разбогатевшим, если в шляпу денег накидают.

А в каких именно театрах работаете?

В Театре юного зрителя. Там у меня вышло два спектакля – уличный «Ер», который мы показывали на фестивале и с которым сейчас ездим по городам России. Еще одна детская премьера — «Богатырь Степан Ромашкин». Все желающие могут его увидеть.

Вы говорили в интервью, что частному театру непросто выживать и у каждого актера театра есть еще другая работа. Сейчас ситуация изменилась?

Да, в 2019 году, когда мы все стали гастролировать по городам России. Фестиваль нам помог в этом. А потом случилась пандемия. Было так, что мы приходили на репетицию, чтобы не сойти с ума, и каждый по очереди один раз в день всех кормил. Потому что вообще не было денег. Мы поговорили и решили искать работу кто где может. К счастью, почти все устроились в театры. Поэтому сейчас в коллективе De Bufo артисты Молодежного театра, Башдрама, Театра юного зрителя. Хорошо, что у всех есть свое место работы.

С 2021 до 2023 года мы кочевали везде, где можно. Сейчас мы базируемся в «Арт-Квадрате», но это тоже временная история. Играем на улице, в школах, дворцах культуры, библиотеках. Мы вообще не привязаны к одному месту.

С 2021 до 2023 года мы кочевали везде, где можно. Мы вообще не привязаны к одному месту.

Какой он – ваш зритель?

Как бы описать? Он готов ко всему и многое прощает, потому что у нас есть интерактивы, которые зрители не ожидают. Мы можем выступать в снег, холод, дождь — и он все равно приходит, за что ему огромная благодарность. Он с юмором, душевный, теплый. На фестивале в этом году зрители приносили нам еду, чай. Это всегда греет душу.

Какие планы по развитию театра?

Мы стараемся не планировать, но хотим делать новые спектакли, готовим к весне постановку «Джентльмены». Это сдержанная клоунада с острым юмором. Хочется отметить новый год, поставить, может быть, камерный детский или семейный спектакль.

Анастасия Гайнанова за девять лет работы режиссером поставила уже десять спектаклей. Мечтает поработать с актерами Максимом Матвеевым и Робертом Де Ниро. Свободное время любит проводить в своем загородном доме, наслаждаться природой и играть с собаками Мишель, Марусей и Варварой. Считает, что жизнь без театра – это грустно и что каждому человеку обязательно стоит увидеть спектакль «Чайка» Юрия Бутусова.

Текст: Карина Мамаева

Материал из номера:
Октябрь 2023

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: