В этом году прошел третий по счету фестиваль уличных театров, и он был еще масштабнее: коллективы из семи городов России, шествие артистов по проезжей части в центре города, яркие декорации в виде гигантской куклы. Директор частного проекта рассказала, чего ждать от феста в будущем и почему у каждого артиста в коллективе есть другая официальная работа.
Какие впечатления от фестиваля в этом году?
На самом деле классные! Я думаю, все получилось. У нас увеличилась команда организаторов: если в первый фест нас было семь человек, то в этот раз больше двадцати. Это все наши друзья, артисты студий и других театров и просто люди, которые хотели сделать хороший проект для Уфы.
А сложности были?
Наверное, этот фестиваль стал самым трудным в плане подготовки, но это значит, что мы растем. Например, мы решили заселить артистов не в хостел, а в гостиницу. Нужно было найти трансфер, организовать питание. Еще захотели сделать шествие артистов по проезжей части – а ее нужно было перекрыть. Вот в этом периодически возникали сложности, но в итоге все случилось как нужно.
На фестивале была огромная кукла. Как появилась идея ее задействовать?
Это были декорации для спектакля театра «Вокруг» из Санкт-Петербурга. Прототипом куклы стал настоящий человек без определенного места жительства, с которым однажды на гастролях познакомились и разговорились ребята. Он поделился с ними размышлениями о том, что такое дом и как важно его иметь — эта история и легла в основу спектакля «Большой бездомный Бог». Кукла умещается в несколько сумок и крепится на строительных лесах. А еще и у нас была гигантская кровать, на которой все желающие могли попрыгать вместе с клоуном — это создавало ощущение наивности и праздника даже у взрослых.
Какие коллективы приехали на «Айда фест»?
Участники были из семи городов: Йошкар-Олы, Санкт-Петербурга, Казани, Москвы, Альметьевска, Челябинска, Перми. Это профессиональные уличные театры. Можно без скромности сказать, что у нас были одни из лучших артистов России. Мы составляли программу и думали, а что зайдет уфимскому зрителю? Старались собрать разные жанры. Например, у нас были коллаборации: Хор Дурацкого из Санкт-Петербурга с Уфой. Дириженя (руководитель коллектива Женя Клекотнева) приехала к нам за несколько дней до фестиваля и собрала всех желающих уфимцев для выступления в составе хора.
Ждать ли «Айда фест» в следующем году?
Загадывать не будем, но мы намерены сделать все, чтобы фестиваль продолжил жить. Хотим вернуться к изначальной идее феста: один день – один район. У нас в Уфе семь таких, и было бы здорово пройтись по каждому и организовать недельный фестиваль.
Анастасия, а как вы пришли в театр?
Еще со школы я была на сцене, играла в КВН. Помню, в одиннадцатом классе я вообще перестала посещать предметы, которые мне не помогут в театральном. (Смеется.) Я хотела поступать на актерский факультет, но в итоге попала на режиссерский. Примерно за несколько дней до начала учебы в университете мне написал мой будущий одногруппник и спросил: «Ты что, мим?». Он просто увидел мои фотографии в соцсетях в этом образе. Оказалось, он был мимом, и позвал меня выступить на свадьбе. Мы сделали номер и потом года четыре сами учились по видео на YouTube.
Со временем к нам стали присоединяться другие ребята, а к выпуску уже сложилась команда. Сейчас De Bufo — это творческое объединение артистов, художников, драматургов и других творческих людей, которым нравятся пантомима, клоунада, эксперимент, уличный и современный театр. В нашем репертуаре юмористические, интерактивные и лирические постановки для всех возрастов.
Несмотря на то, что я работаю и в государственных театрах как режиссер, все равно меня манит уличный театр. Я не хочу никого обидеть, но как будто он очень честный. Зритель либо уйдет, либо нет. А если ты хорошо работаешь, еще и можешь уйти разбогатевшим, если в шляпу денег накидают.
А в каких именно театрах работаете?
В Театре юного зрителя. Там у меня вышло два спектакля – уличный «Ер», который мы показывали на фестивале и с которым сейчас ездим по городам России. Еще одна детская премьера — «Богатырь Степан Ромашкин». Все желающие могут его увидеть.
Вы говорили в интервью, что частному театру непросто выживать и у каждого актера театра есть еще другая работа. Сейчас ситуация изменилась?
Да, в 2019 году, когда мы все стали гастролировать по городам России. Фестиваль нам помог в этом. А потом случилась пандемия. Было так, что мы приходили на репетицию, чтобы не сойти с ума, и каждый по очереди один раз в день всех кормил. Потому что вообще не было денег. Мы поговорили и решили искать работу кто где может. К счастью, почти все устроились в театры. Поэтому сейчас в коллективе De Bufo артисты Молодежного театра, Башдрама, Театра юного зрителя. Хорошо, что у всех есть свое место работы.
С 2021 до 2023 года мы кочевали везде, где можно. Сейчас мы базируемся в «Арт-Квадрате», но это тоже временная история. Играем на улице, в школах, дворцах культуры, библиотеках. Мы вообще не привязаны к одному месту.
Какой он – ваш зритель?
Как бы описать? Он готов ко всему и многое прощает, потому что у нас есть интерактивы, которые зрители не ожидают. Мы можем выступать в снег, холод, дождь — и он все равно приходит, за что ему огромная благодарность. Он с юмором, душевный, теплый. На фестивале в этом году зрители приносили нам еду, чай. Это всегда греет душу.
Какие планы по развитию театра?
Мы стараемся не планировать, но хотим делать новые спектакли, готовим к весне постановку «Джентльмены». Это сдержанная клоунада с острым юмором. Хочется отметить новый год, поставить, может быть, камерный детский или семейный спектакль.
Текст: Карина Мамаева
Комментарии (0)