18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Ковер вместо сцены и современные сказки: как устроен интерактивный камерный детский театр в Уфе

Лилия Мухаметшина организовала новый проект для детей и актерскую студию только для мам. Их спектакли можно посмотреть даже у себя дома, а в репертуаре – произведения малоизвестных современных авторов и почти классиков детской литературы, например Туве Яннсон. Лилия рассказала нам, как в самом начале сама писала сценарии, режиссировала постановки и играла в театре вместе с подругой (а репетировала в гостиной, пока восьмимесячная дочка спит в другой комнате).

Лилия Мухаметшина
Фото: Рустам Нерустам

Лилия Мухаметшина

Откуда у вас интерес к театру, вы учились на режиссера или актера?

Мое первое образование – техническое. Если так можно говорить, конечно, потому что я его не окончила. Я поступила в УГАТУ и только на 4, последнем, курсе поняла, что мне это не нравится и хочу учиться на режиссера. Отчислилась и подала документы в Уфимский государственный институт искусств. Параллельно я организовывала детские праздники, там познакомилась с Леной (Елена Коркешко – коммерческий директор и сооснователь театра «На ковре» – прим.ред) и мы подружились. Но потом я ушла в декрет. В это время мы продолжили вместе проводить время с моей подругой, у Лены тоже был ребенок, и мы часто наматывали круги по парку. Как-то заговорили о том, что хотели бы сами выбирать для малышей спектакли. Так пришла идея создать свой театр. Мы обдумывали формат до осени, потом начали заказывать реквизит. У нас совпали все обстоятельства: из-за того, что мы организовывали вместе праздники, уже, считайте, был опыт работы с детьми, у нас у самих были малыши и я в то время продолжала учиться на театрального режиссера.

Спектакль по сказке Туве Яннсон
Фото: Елена Данилова

Спектакль по сказке Туве Яннсон 

Театр может приехать на любую локацию

Театр может приехать на любую локацию

Как прошел ваш первый спектакль?

Мы его поставили прямо перед новым годом – 30 декабря. А готовились целых полгода.

Выбрали сказку про Мумми-Троллей «Ель». Я написала сценарий, мы заказали вязаные игрушки и купили свою первую сцену – икеевский ковер. Я укладывала спать восьмимесячную дочь в детской и шла репетировать в другую комнату. В таком темпе мы поставили спектакль! Показали его в частном детском садике знакомых. Тогда и поняли, что наш мягкий театр нравится людям и нужно его развивать.

Почему, кстати, мягкий? Расскажите про этот формат.

Мы его сочинили (смеется). Конечно, в театральной истории нет такого формата. Это больше метафора. Мы соблюдаем условности, но спектакль все равно похож на игру. Актрисы на ковре взаимодействуют с ребенком, который сидит или лежит на мягких подушках, дети погружаются в сказку, принимают в ней участие. Чтобы ему было интересно, мы сочетаем разные формы, например театр теней с кукольным.

Спектакль для малышей «Колобок»

Спектакль для малышей «Колобок»

Где вы обычно выступаете?

Спектакли можно посмотреть когда угодно и где угодно, но для этого нас нужно поймать (смеется). Хотелось бы, конечно, чтобы у нас была своя площадка, но пока ее нет – хотя в этом и есть свои плюсы. Мы мобильные: берем свою условную сцену – ковер – с собой и можем приехать на любую локацию. Обычно составляем расписание на месяц вперед, публикуем его в соцсетях, а билеты в среднем стоят от 800 рублей.

По каким сказкам вы ставите спектакли?

Мы отталкиваемся от интересов своих детей, часто берем современную литературу. Очень много хороших малоизвестных авторов! Мне нравится серия сборников Михаила Яснова со стихами и прозой, которые разделены по тематикам. Очень интересно! Произведения мы сначала изучаем, смотрим, есть ли в них тема, о которой хочется поговорить с детьми. Иногда сам материал не особо и важен. Например, у нас есть спектакль «Колобок»: мы не рассказываем малышам о морали, это ведь сказка для детей от одного года. Тут важно тактильное общение и то, как родители будут играть с детьми.

Интерактивные чтения

Интерактивные чтения

Мастер-класс во время интерактивных чтений

Мастер-класс во время интерактивных чтений

Малышам до трех лет наверняка сложно досматривать целые спектакли. Что вы для них обычно ставите?

Из этих постановок мы обычно убираем сюжетную линию и конфликт. Тут важно полное погружение в сказку и тактильные ощущения – с этим мы и работаем. А вот в спектакли для детей от трех лет уже можно включать события и сюжет, но конфликта обычно все еще нет или он неярко выраженный.

Вы еще проводите интерактивные чтения. Расскажите, как они проходят?

Детская литература очень разнообразная и неожиданно увлекательная. Мы хотим привлечь к ней внимание и показать родителям, что бумажные книги можно воспринимать по-разному. Мы собираемся вместе и не просто читаем текст, а придумываем новые способы оживить его – как именно мы это будем делать, зависит от сюжета. Можем, например, слушать музыку, играть на арфе, создавать декорации или поставить эскиз спектакля. Все это помогает детям пересказать сказку друзьям или родителям.

Занятия в актерской студии «Мама на ковре»
Динара Гаязова

Занятия в актерской студии «Мама на ковре»

Занятия длятся примерно 2 часа
Динара Гаязова

Занятия длятся примерно 2 часа

Насчет мам: у вас ведь есть отдельный проект и для них?

Ой, «Мама на ковре» – моя любовь и гордость. Это наша актерская студия и у нас уже было три набора. Самое интересное, что она тоже получилась сама собой.

Я очень уставала во время декрета. В один из таких сложных дней я наконец-то дождалась мужа с работы, отдала ему ребенка и поехала играть спектакль. И по пути думала, как хорошо, что у меня есть театр, место, где я могу отвлечься, и любимое занятие, которое меня наполняет. Это был такой мой лайфхак, чтобы отдохнуть и набраться энергии. Мне показалось, это классная ценность, которой нужно поделиться. Вдруг еще есть мамы, которым необходимо творчество в жизни. И я набрала свою первую группу. Оказалось, что я не одна такая.

Что вы делаете на занятиях?

Мамы встречаются один раз в неделю, по средам. Им бывает сложно выделить время, но они очень стараются. Мы проводим актерские тренинги и практики, учимся работать в паре, потом вместе выбираем пьесу, обязательно детскую, и ставим спектакль. Занятия длятся 1,5 - 2 часа, курс – примерно два месяца, стоит 4500 рублей.

 У мам есть возможность сказать со сцены то, что они не могут высказать в жизни

Практика в вашей студии отличается от тренингов в других школах?

Самая главная особенность наших курсов в том, что мы точно знаем, для кого ставим спектакль, – для наших детей. Мы их приглашаем на отчетное выступление, еще на него приходят мужья, друзья, близкие. Это важно. Так у мам есть возможность сказать со сцены то, что они не могут высказать в жизни. Показать детям и мужу: «Я не только мама, я еще бываю и такой, вообще-то».

Получается, у занятий есть какой-то терапевтический эффект?

Для кого-то это просто движуха, а для некоторых, действительно, возвращение к себе. А еще есть же такое, что мы проживаем боль через смех. Иногда мамские шутки в обычных коллективах не понимают. В студии же мы можем просто поржать над собой и своими проблемами и все друг друга поймут, поддержат и всем как будто становится легче. Классно, что мы объединены одной темой: мы точно знаем, о чем можно говорить, о чем лучше не стоит.

Какие у вас дальнейшие планы?

Сейчас я во втором декрете, в прошлом году защитила диплом режиссера, поэтому сейчас занимаюсь своим театром и детьми. В планах, конечно, развивать проект. Ставлю себе новые цели, чтобы двигаться дальше и не останавливаться только на детских спектаклях.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: