18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Елена Фомина: «Я без сомнений оставила сцену в 2013-м году, но с балетом не рассталась»

Народная артистка Республики Башкортостан, лауреат премии Международной организации «Тюрксой» и прославленный педагог отметила свой 50-летний юбилей бенефисом в Башкирском государственном театре оперы и балета.

Как вы попали в мир балета?

Случайно. Когда была маленькой, отправилась во Дворец пионеров, чтобы записаться в творческий кружок. В коридоре меня встретила какая-то женщина, спросила, куда я иду, позвала идти заниматься к ней. Только позже я узнала, что это была руководитель балетной студии Ирина Ивановна Фомичева. Встреча с ней стала для меня судьбоносной.

Так балет вошел в мою жизнь: практически ежедневные тренировки, заучивание движений, первые выступления. А спустя три года занятий Ирина Ивановна предложила мне поступить в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой. Мне десятилетней, совсем еще маленькой. Было страшно уезжать в большой чужой город без мамы…

В первые годы обучения я жила в восьмиместной комнате с одиннадцатью девочками: одна делает растяжку, другая сидит за уроками, третья читает, четвертая стирает... Но в этом была своя прелесть. Учебная программа была так удачно выстроена, что мы не находили времени скучать и жаловаться. Окончив обучение, в девятнадцать лет я вернулась в Уфу – работать в Башкирском театре оперы и балета.

Я без сомнений оставила сцену, но с любимым театром, балетом не рассталась

Расскажите о своей первой «настоящей» роли.

Все начинают с малого: кордебалета, массовок. И я не была исключением. К примеру, была редисочкой в детском спектакле «Чиполлино». Но однажды во время занятий к нам в класс пришли преподаватели во главе с Юрием Николаевичем Григоровичем. Они готовили к постановке «Щелкунчика» и отбирали артистов для партий. После проб Юрий Николаевич лично назначил меня на роль Мари. Мне было тогда двадцать два года, для меня это стало неимоверным счастьем и большой ответственностью.

Помните свои первые гастроли за границу?

Такое нельзя забыть: первая поездка – две недели в США. Нам казалось, что это какой-то огромный новый мир: большие круглосуточные супермаркеты, переполненные полки. На наши выступления зрители приходили в шикарных вечерних платьях, а до начала представления для гостей устраивали фуршеты. В районе, где нас поселили, каждое утро мыли асфальт, для нас это было в диковинку. Сейчас это есть везде, поэтому юное поколение мало чем удивишь.

Когда вы завершили карьеру балерины?

Как только у меня родились дочки. Я без сомнений оставила сцену в 2013-м году, но с любимым театром, балетом не рассталась. Еще в 2004 году руководитель Театра оперы и балета Шамиль Ахмедович Терегулов предложил мне преподавать в свободное от выступлений время. Так я и сделала. Позже я еще раз отучилась в родной академии – теперь на педагога-балетмейстера. Было сложно совмещать учебу с выступлениями и гастролями, но у меня получилось.

Когда ты сама на сцене, переживаешь за свою партию, а когда ты педагог – за каждого выступающего ученика

Помните первое выступление своих учеников?

Это была выпускная работа, все ребята на одной сцене. В зале – артисты балета, педагоги, родители и близкие учеников. Я переживала за каждого, ведь именно сейчас они покажут все, чему научились. Когда раздались аплодисменты, я смогла выдохнуть. Тогда пришло осознание, что все получилось.

Что труднее: танцевать самой или учить других?

Сложно быть примой, сложно быть педагогом. Когда ты сама на сцене, переживаешь за свою партию, а когда ты педагог – за каждого выступающего ученика.

Сколько времени артист балета посвящает занятиям? Вы сейчас продолжаете как-то поддерживать форму?

Тренировки, дополнительные спортивные нагрузки, занятия в балетном классе, растяжка – ежедневная рутина. Прибавьте к этому репетиции спектаклей, выступления. Физическая активность у артистов балета нереальная.

Ну и, конечно, контроль питания. Лично у меня страх набрать вес, кстати, остался до сих пор. Каждый раз перед приемом пищи задумываюсь: «А что будет, если я съем это блюдо?»

Травмы в балете – такое же частое явление, как в профессиональном спорте

Балет считается одним из самых изящных искусств. Но ведь он еще и травмоопасен...

К сожалению, травмы в балете – такое же частое явление, как в профессиональном спорте. Я однажды так неудачно приземлилась во время финального прыжка в постановке «Спящая красавица», что на аплодисменты в конце спектакля меня вынес на руках партнер.

Как вы считаете, появление социальных сетей отразилось на отношении людей к балету?

Однозначно, да. Театр оперы и балета постоянно ведет прямые трансляции с выступлений, и наша аудитория расширилась настолько, что за рубежом появились целые фанклубы. К нам часто приезжают зрители из других регионов, чтобы посмотреть и насладиться выступлением уфимских артистов.

Любимая книга балерины – «Мастер и Маргарита». В свободное время смотрит корейские дорамы. Руками и ногами за любые активности, к примеру, любит побить грушу, занимается боксом, проходит в день минимум 10 000 шагов. В составе труппы театра выезжала на гастроли в США, Голландию, Италию, Египет, Португалию, Таиланд, Германию, Чехию, Латвию, Финляндию. На длительные гастроли везли в чемоданах по 30-40 пар пуантов – в аэропорту все думали, что на продажу.

Текст: Миляуша Хасанова
Фото: Евгений Кузнецов

Материал из номера:
Октябрь 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: