Народная артистка Республики Башкортостан, лауреат премии Международной организации «Тюрксой» и прославленный педагог отметила свой 50-летний юбилей бенефисом в Башкирском государственном театре оперы и балета.
Как вы попали в мир балета?
Случайно. Когда была маленькой, отправилась во Дворец пионеров, чтобы записаться в творческий кружок. В коридоре меня встретила какая-то женщина, спросила, куда я иду, позвала идти заниматься к ней. Только позже я узнала, что это была руководитель балетной студии Ирина Ивановна Фомичева. Встреча с ней стала для меня судьбоносной.
Так балет вошел в мою жизнь: практически ежедневные тренировки, заучивание движений, первые выступления. А спустя три года занятий Ирина Ивановна предложила мне поступить в Ленинградское академическое хореографическое училище им. А.Я. Вагановой. Мне десятилетней, совсем еще маленькой. Было страшно уезжать в большой чужой город без мамы…
В первые годы обучения я жила в восьмиместной комнате с одиннадцатью девочками: одна делает растяжку, другая сидит за уроками, третья читает, четвертая стирает... Но в этом была своя прелесть. Учебная программа была так удачно выстроена, что мы не находили времени скучать и жаловаться. Окончив обучение, в девятнадцать лет я вернулась в Уфу – работать в Башкирском театре оперы и балета.
Расскажите о своей первой «настоящей» роли.
Все начинают с малого: кордебалета, массовок. И я не была исключением. К примеру, была редисочкой в детском спектакле «Чиполлино». Но однажды во время занятий к нам в класс пришли преподаватели во главе с Юрием Николаевичем Григоровичем. Они готовили к постановке «Щелкунчика» и отбирали артистов для партий. После проб Юрий Николаевич лично назначил меня на роль Мари. Мне было тогда двадцать два года, для меня это стало неимоверным счастьем и большой ответственностью.
Помните свои первые гастроли за границу?
Такое нельзя забыть: первая поездка – две недели в США. Нам казалось, что это какой-то огромный новый мир: большие круглосуточные супермаркеты, переполненные полки. На наши выступления зрители приходили в шикарных вечерних платьях, а до начала представления для гостей устраивали фуршеты. В районе, где нас поселили, каждое утро мыли асфальт, для нас это было в диковинку. Сейчас это есть везде, поэтому юное поколение мало чем удивишь.
Когда вы завершили карьеру балерины?
Как только у меня родились дочки. Я без сомнений оставила сцену в 2013-м году, но с любимым театром, балетом не рассталась. Еще в 2004 году руководитель Театра оперы и балета Шамиль Ахмедович Терегулов предложил мне преподавать в свободное от выступлений время. Так я и сделала. Позже я еще раз отучилась в родной академии – теперь на педагога-балетмейстера. Было сложно совмещать учебу с выступлениями и гастролями, но у меня получилось.
Помните первое выступление своих учеников?
Это была выпускная работа, все ребята на одной сцене. В зале – артисты балета, педагоги, родители и близкие учеников. Я переживала за каждого, ведь именно сейчас они покажут все, чему научились. Когда раздались аплодисменты, я смогла выдохнуть. Тогда пришло осознание, что все получилось.
Что труднее: танцевать самой или учить других?
Сложно быть примой, сложно быть педагогом. Когда ты сама на сцене, переживаешь за свою партию, а когда ты педагог – за каждого выступающего ученика.
Сколько времени артист балета посвящает занятиям? Вы сейчас продолжаете как-то поддерживать форму?
Тренировки, дополнительные спортивные нагрузки, занятия в балетном классе, растяжка – ежедневная рутина. Прибавьте к этому репетиции спектаклей, выступления. Физическая активность у артистов балета нереальная.
Ну и, конечно, контроль питания. Лично у меня страх набрать вес, кстати, остался до сих пор. Каждый раз перед приемом пищи задумываюсь: «А что будет, если я съем это блюдо?»
Балет считается одним из самых изящных искусств. Но ведь он еще и травмоопасен...
К сожалению, травмы в балете – такое же частое явление, как в профессиональном спорте. Я однажды так неудачно приземлилась во время финального прыжка в постановке «Спящая красавица», что на аплодисменты в конце спектакля меня вынес на руках партнер.
Как вы считаете, появление социальных сетей отразилось на отношении людей к балету?
Однозначно, да. Театр оперы и балета постоянно ведет прямые трансляции с выступлений, и наша аудитория расширилась настолько, что за рубежом появились целые фанклубы. К нам часто приезжают зрители из других регионов, чтобы посмотреть и насладиться выступлением уфимских артистов.
Текст: Миляуша Хасанова
Фото: Евгений Кузнецов
Комментарии (0)