Директор театра юного зрителя занимает должность меньше года. За это время ТЮЗ (кстати, в июле ему исполнилось десять лет!) успел запустить несколько смелых проектов и принять участие в международном фестивале.
Вы из творческой семьи?
Более чем: мои бабушка и дедушка в свое время руководили ансамблем народного танца. Папа – директор государственной филармонии, мама – балетмейстер-постановщик и режиссер по пластике, обладательница премии «Золотой Арлекин». Сам я закончил хореографическое училище, четырнадцать лет был артистом балета в оперном театре. Параллельно отучился на продюсерском факультете в ГИТИСе. Прошлым летом я узнал о конкурсе на должность директора ТЮЗа, рискнул подать заявку – и выиграл. 25 октября исполнится год, как я здесь.
Ожидания от работы совпали с реальностью?
Я прекрасно понимал, куда шел, и знал, что мне предстоит огромный труд. Первые несколько месяцев сутками был на работе, разгребал документацию, изучал личные дела сотрудников, а потом побеседовал с каждым. Восемьдесят семь человек за три дня! Зато я узнал изнутри, чем дышит театр и как он живет. Творческий коллектив требует особого подхода: актер отдает всего себя на сцене, поэтому его нужно постоянно подпитывать извне. В апреле 2022 года мы выступили на фестивале детских спектаклей в Калмыкии, и после возвращения я заметил, что даже те актеры, которые не принимали участие в гастролях, начали по-другому относиться к работе – это их словно вдохновило. Поэтому для меня важно проводить активную фестивальную политику. Из недавнего – ТЮЗ принял участие в организации карнавального шествия на Дне города. Тогда я почти двое суток провел без сна, задействовал всех артистов театра. Не обошлось без форс-мажоров – к счастью, никто их не заметил.
Каких, например?
Могу рассказать самый безобидный. По улице Ленина должен был проехать огромный корабль-ладья. Он стоял в подсобке Башоперы – и в последний момент выяснилось, что кто-то припарковал снаружи машину, перегородив выход. В итоге из-за этого у нас сдвинулся тайминг, действие пошло не плану. Но, на мой вкус, вышло даже лучше: корабль встал не кормой к сцене, а боком – и оказалось, что так он отлично просматривается, при этом не загораживает сцену.
Какое место ТЮЗ занимает в театральной тусовке Уфы?
Мы ярко стартовали и теперь потихоньку интегрируемся в нее. Сюда просился цитата Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше». Дети – сложная аудитория: там, где взрослый может додумать, ребенок чувствует и замечает любую фальшь. Мы воспитываем нового зрителя, это огромная ответственность. И кстати, уделяем внимание не только детям, но и подросткам: в репертуаре есть прекрасный спектакль «Всем кого касается» на тему школьного буллинга.
Что еще нужно, чтобы вырастить новых зрителей? Есть ощущение, что театр в России все-таки остается элитарным искусством.
Я планирую расширять аудиторию: для меня стагнация в творчестве равносильна деградации. Уже сейчас мы стараемся использовать любой инфоповод, чтобы заявить о себе, продвигаемся через соцсети. И это приносит результаты: у нас хорошая посещаемость. Как и в других театрах города, кстати: раньше я часто ходил в Русдрам, Молодежный театр – и постоянно наблюдал солд-аут.
На что обычно ходили?
Мне нравятся спектакли русского драматического театра: им хорошо удаются постановки в духе щепкинской школы, с глубоким психологизмом. «Бешеные деньги» Островского смотрел с удовольствием.
Не могу не спросить: что вы думаете про так называемую отмену русской культуры? Ну, знаете, когда произведения русскоязычных авторов убирают из репертуара.
Исторический факт: в средние века церковь посчитала, что театр – это от лукавого, и запретила площадные постановки. Однако буквально через пару месяцев появилась мистерия – представления, основанные на религиозных сюжетах. Какая в этом мораль? Театр в том или ином виде существует практически с начала времен, а русская школа – одна из лучших в мире. Как бы ни закручивали гайки, выход все равно найдется.
Ваша любимая постановка?
Обожаю бродвейские мюзиклы: «Король Лев», «Призрак оперы», «Кошки». На Бродвее есть знаменитая красная лестница, где можно купить горящие билеты – на спектакли, которые начинаются буквально через пять минут. В Нью-Йорке я провел всего один день, время поджимало – но так мне удалось попасть в театр.
Вы были там на гастролях?
Да, в 2013 году я провел в Штатах полтора месяца. Очень понравилось местное отношение к людям: в Америке человек стоит во главе угла, это чувствуется во всем.
Какие еще страны вас впечатлили?
Китай впечатлил по-плохому: очень уважаю их культуру, но кухня оказалась для меня слишком уж непривычной. До сих пор вспоминаю помесь голубя и курицы, сваренную и нарезанную целиком – вместе с лапками и головой. Б-р-р-р. (Смеется.) Понравился Таиланд – пожалуй, даже больше Европы. В Бангкоке проходит ежегодный фестиваль танца и музыки, в котором регулярно принимает участие труппа Башкирского оперного театра. Я был там дважды: мы привозили «Спартака» и «Корсара», оба раза нас принимали на ура.
Поделитесь напоследок планами по развитию Театра юного зрителя?
Планы грандиозные, но я пока не хочу их выдавать. Скажу лишь, что мы будем работать в направлениях, многие из которых станут абсолютно новыми для Уфы.
Комментарии (0)