Выпускник Уфимского института искусств, основатель московской театральной компании Radi Sveta, режиссер и постановщик презентовал в Уфе два проекта на стыке современного танца, пластического театра и науки.
Давно вы занимаетесь танцем?
Фактически всю жизнь – в четыре года мама отдала меня на бальные танцы в Городской дворец культуры. До восемнадцати лет я был частью ансамбля «Радость». Его руководитель Людмила Валяс стала для меня не просто учителем, но и показала все прекрасное, что есть в танце.
Когда мне было 15 лет, я понял, как стремительно меняется музыка: в моей жизни появился хип-хоп. В бальной латиноамериканской программе мне нравилась сильная ритмическая основа, а уличные танцы не только были ритмичны, но и давали внутреннюю свободу. После уроков в школе приходили ребята в широких штанах, вытаскивали проигрыватель, и мы тренировались, смотрели чемпионаты, впитывали историю и уличную культуру. В брейкинге пока не наработаешь опыт, совершаешь много ошибок и получаешь травмы, и я не стал исключением. Сейчас детей учат иначе: не методом проб, как учили нас.
После школы я поступил сразу в два института: на факультет трубопроводного транспорта в УГНТУ и на театральный в Уфимский государственный институт искусств. С бальными танцами пришлось заканчивать: не хватало времени, и я внутренне их перерос.
Но стрит-культуру не забросили?
Нет. На втором курсе университета даже ездил в Штаты, работал, а в свободное время занимался в школе танцев Millenium Dance Complex, преподаватели которой ставили хореографию первого фильма «Шаг вперед». После пяти месяцев в США, впитав уличную культуру, приехал обратно в Уфу и поговорил с родителями: итогом моей поездки стало открытие школы современной хореографии Dance Empire. И, так как я все еще учился в театральном, мне стало интересно совмещать театр и танец. Уже после третьего курса представлял небольшие зарисовки, а на пятом – выпустил на сцене Молодежного театра постановку «Оглянитесь, мы здесь» про душевнобольных людей в эстетике стрит-денса.
Как объединить науку и театр?
Мне было интересно посмотреть, можно ли научные теории поставить на подмостки. В качестве эксперимента мы взяли теорию времени Николая Козырева – советского ученого, попавшего в ГУЛАГ за то, что выдвинул идеи, противоречившие всему научному подходу того времени. Его имя забыли даже наши соотечественники, а вот идеи используют в квантовой механике и физике до сих пор – по сути он почти описал теорию струн. Мы сделали две постановки – science-art спектакли Plumbum и «Эфир», которые обыгрывают два времени – прошлое и будущее. Вместе с ними зритель сможет послушать лекцию директора Центра технологической поддержки образования Московского Политеха, моего хорошего друга Ильи Вольнова. Задумка проекта Izotop.Lab была в организации научно-театральных фестивалей, праздников искусства и современной просветительской мысли.
Почему вы взяли за основу работу российского ученого?
Стремлюсь открыть молодежи имена, которые были забыты. Мне кажется, мысли русских ученых обгоняют западных на несколько сотен лет. Козырев не побоялся пойти против понятной доказуемой науки, например.
Radi Sveta организует много проектов по всей России, не хотите где-то обосноваться?
Да, действительно, у нас много движухи в разных городах. Например, летом на острове Ольхон собираем команды из композиторов, режиссеров, хореографов и помогаем им в течение недели создать перформансы. Приезжают как профессионалы, так и те, кому просто интересен танец. Это не только работа: весь день участники занимаются духовными практиками, театральными репетициями, слушают лекции. В Иркутске делаем в это время серии паблик-токов, организуем детские лаборатории. Есть проекты в Калуге, Челябинске и Уфе. Мы намеренно ушли в регионы, чтобы создать возможность людям искусства, живущим не в столице, общаться.
Какие планы на этот год?
Izotop.Lab – это не сиюминутный проект. Нам предстоит поработать над третьей частью триптиха – о настоящем времени. «Прошлое» было о металле, а «будущее» – о плотности пространства и эфире, который нас окружает. В «настоящем» мы хотим рассказать о воде. И каждый год мы будем исследовать новую тему, говорить о том, что кажется интересным. Возможно, уйдем из области современного танца в инсталляции. После премьеры в Уфе поеду ставить спектакль «Маскарад» в Мурманский драматический театр, в августе – на Ольхоне организуем новый фестиваль.
А чего хотелось бы добиться в ближайшие пять лет?
Я бы хотел создать свой театр с возможностью ставить междисциплинарные проекты и воспитывать универсальных артистов, по которым нельзя сказать, танцовщик он или музыкант, или артист. И, например, сейчас я создаю авторскую систему в современном танце, которая связана с проявлением чувств через движения.
Текст: Татьяна Холостых, фото: Рустам Имамов
Комментарии (0)