Актриса Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури этой осенью получила приз за лучшую женскую роль в спектакле «Амеля» на Межнациональном театральном фестивале «Сообщение».
Расскажите о своей семье. Кто ваши родители?
Я выросла в Уфе в обычной семье. Мой папа – автокрановщик, а мама тридцать девять лет работала корректором в газете «Башкортостан». После школы я постоянно бывала в издательстве, поэтому, можно сказать, выросла среди писателей и журналистов. С самого детства во мне жила творческая натура. Тетя раньше заведовала костюмерным цехом в Башкирском театре драмы. Когда мне было три года, она сшила мне башкирский национальный костюм. В этом наряде я устраивала домашние спектакли, причем играла именно драматические роли, а не комедию. Однажды увидела по телевизору постановку нашего драматического театра. Меня так впечатлило увиденное. Затем мне на глаза попалось еще и выступление ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Это было что-то невероятное! Помню, я тогда просила маму пустить меня в телевизор. (Смеется.)
Как вы решили поступать в Высшее театральное училище имени Щепкина?
Уже в школе я активно участвовала в постановках театрального кружка. Однажды во время уроков педагог объявил о наборе в специальную студию, оттуда можно было сразу поступить в «Щепку». Как выяснилось, меня по умолчанию туда записали, поэтому на первом этапе даже делать ничего не пришлось. Уже после этого начались прослушивания.
Какие у вас воспоминания об учебе?
В первое время в Москве было сложно. Мне не хватало родных людей, любимого дома, нашей прекрасной природы. Я никогда не писала стихи, но так скучала по Родине, что на первом курсе написала оду Башкортостану. Со временем, конечно, стало легче, и в целом студенческие годы прошли отлично. Здесь я познакомилась с будущим мужем, у нас была интересная учеба, профессиональные педагоги и друзья. Однако к четвертому курсу стало понятно, что я истинный патриот.
Вы с будущим мужем вернулись в Уфу, пришли в Башдрам. Расскажите о своей первой постановке здесь.
Режиссер Айрат Абушахманов сразу дал нам парную роль в спектакле «Мулла». Так получилось, что мы параллельно готовились к свадьбе и к выпуску спектакля. До сих пор не понимаю, как это получилось. Сейчас работа над ролью занимает все мое время, нужно жить в театре, чтобы понять психологию и поведение своего героя. Знаете, раньше перед выходом на сцену я бегала по лестницам, отжималась, приседала, в общем, накачивала себя и разгоняла. Видимо, не хватало какой-то подготовленности и опыта, но нельзя выходить на сцену пустым! Педагоги всегда говорили: если тебе нечего сказать зрителю, лучше вообще не выходить на сцену. С годами понимаешь всю серьезность ролей, поэтому основательно подходишь к подготовке.
Как она проходит сейчас?
Сначала нас знакомят с произведением – приглашают на первые читки. На таких собраниях мы вместе изучаем пьесу, разбираем ее и обсуждаем. Каждый озвучивает свои мысли и предложения. Затем режиссер распределяет роли (порой они известны сразу). На следующем этапе актеры начинают глубокое изучение своего героя. Режиссер может позвать на читку только одного конкретного человека или пару, которая играет вместе. Этот период называется застольным. Чем он дольше, тем лучше и глубже будет проработана роль. Профессия актера во многом схожа с деятельностью психолога. Перед тем, как выйти на сцену, нам нужно ответить на множество вопросов: почему герой так поступил, что он испытывал в этот момент, как прошло его детство.
В чем особенность спектакля «Амеля»?
Эта постановка создана по мотивам романа Николая Крашенинникова, инсценировку для нее написала Азалия Балгазина. Главная особенность этой работы заключается в формате, это пластический спектакль. У героев здесь очень мало реплик. Все свои эмоции, переживания, протесты мы передаем не словами, а движением.
Нестандартный жанр предполагает особенную подготовку?
Мы начали работу над «Амелей» в сентябре 2020 года. Я думаю, карантин отразился на всех, и актеры нашего театра не стали исключением. (Смеется.) Для подготовки к спектаклю первым делом труппа решила привести себя в форму. С нашим хореографом Алиной Мустаевой мы интенсивно занимались в парке на свежем воздухе.
Как конкретно вы готовились к этому проекту?
В основе спектакля – сценический танец контемпорари. Впервые с этой техникой я столкнулась при подготовке к спектаклю «Я сотворил тебя». За счет хорошей хореографической базы, которой меня обучили в «Щепке», мне легко дается обучение классическим и национальным народным танцам. А с контемпорари поначалу не складывалось – я не понимала движений, постоянно раздражалась из-за этого. Тогда хореограф проекта Ольга Даукаева очень мне помогла разобраться в смысловой нагрузке танца. Думаю, это был первый этап подготовки к роли Амели. После этого мы много работали с хореографом нынешнего спектакля Алиной Мустаевой.
Поскольку этот спектакль мы играем только год, мне кажется, я еще выстраиваю свою Амелю. Премьера – это не конец работы над ролью, а только начало.
Над каким проектом вы работаете сейчас?
В ноябре у нас состоится премьера абсолютно нового по формату спектакля – это документальная пьеса-терапия Виктории Емелевой под рабочим названием «РАС-сказы». Режиссером выступает Ильшат Мухутдинов. Здесь мы говорим о любви и принятии людей, которые по тем или иным причинам отличаются от тебя. Однако тема аутизма является лишь отправной точкой для размышлений о человеческой сущности.
Для меня это очень сложная работа в эмоциональном плане, поскольку свои истории для этого произведения рассказали реальные люди. Нам очень важно проникнуться и правильно передать их эмоции.
Текст: Эвелина Нигматуллина
Фото: Борис Дмитриев
Комментарии (0)