Победителем Игр будущего в Казани в фиджитал Counter Strike стала команда из Казахстана Xgod, в составе которой выступали и уфимцы: опытный киберспортсмен Михаил Dosia Столяров, а также игроки в лазертаг – Роман Ivo Кобзев и Валерий Vegas Мустафин. Они рассказали нам, с чего все началось, как устроены соревнования и помогли нам разобраться в нюансах абсолютно новой дисциплины.
С чего началась ваша карьера? Почему вы предпочли лазертаг и киберспорт?
Роман Ivo Кобзев: Я всегда любил шутеры. До двадцати лет играл в Counter Strike, очень хотел выйти на серьезный уровень, но пробиться не получилось, поэтому и перестал дальше стараться. Впоследствии увлекся страйкболом. По сути, это та же «стрелялка», только в реальности. Играл со знакомыми в свое удовольствие, попутно оттачивал навыки общения, тактику, ловкость и точность. Но на тот момент страйкбол не имел такой большой популярности, как сейчас, поэтому тяжело было собрать людей на полигоне и провести игру.
В 2019-м один из друзей предложил попробовать лазертаг. С тех пор им и занимаюсь. Тренируемся регулярно – три раза в неделю по два часа. И хочу сказать, что это не просто пострелушки, здесь так же, как и в страйкболе, важны тактическая грамотность, взаимодействие с партнерами по команде, само понимание игры.
Валерий Vegas Мустафин: Изначально я рассматривал лазертаг просто как новый способ активного отдыха в кругу друзей, это было около трех лет назад. В итоге затянуло. А что касается компьютерных игр, то я фанат старых франшиз, самая любимая серия – Diablo. До «Игр будущего» CS мне вообще не была близка.
Михаил Dosia Столяров: Карьеру начал в 2007-м году, за это время дважды становился чемпионом России, был бронзовым чемпионом мира по версии ESWC, а также стал первым россиянином, который выиграл престижный турнир PGL Major Kraków.
Чем вы занимаетесь помимо киберспорта и лазертага?
Р.К. Помимо лазертага немного играю в CS. Раньше участвовал в различных соревнованиях, а теперь занимаюсь этим на досуге. А так большую часть времени посвящаю работе, я – сборщик авиационных двигателей на УМПО.
В.М. Я - технический лидер проекта в компании Egar Technology. Занимаюсь продуктами в области финансовых технологий.
Если не задерживаюсь на работе, то проблем с совмещением нет. Режим такой: работа – днем, тренировки – вечером.
Что означают ваши никнеймы?
Р.К. На самом деле ничего необычного, раньше был DerkisS. Когда мы играли турниры по CS, обычно звали друг друга по никам. Но пока выговоришь это слово, пройдет много времени, и мне потребовалось что-то покороче. Так я и придумал Ivo – звучит коротко, понятно и просто. С тех пор этот никнейм и остался.
В.М. Он появился, наверное, как и у всех, давно. Выбрал так, чтобы красиво звучало. Сейчас бы взял другой, но Vegas уже прижился.
А как вы оказались в команде XGod?
В.М. Уже больше двух лет мы стабильно тренируемся на площадке в Уфе, в клубе «Альфа». Проводили и внутренние турниры, отрабатывали навыки. Однажды Dosia вышел на руководителя клуба, и тот порекомендовал нас. Так я и оказался в команде.
Р.К Xgod искали двух профессиональных игроков в лазертаг и связались тогда с нашим тренером. Он обратился ко мне и предложил участвовать в соревнованиях. Сначала я ответил, что у меня вряд ли получится (были обстоятельства), но потом, когда понял, что имею шанс показать себя, сделал все возможное, чтобы присоединиться к команде. В декабре прошлого года я пообщался с Михаилом Столяровым, мы обговорили все вопросы и недолго думая подали заявку на аккредитацию. И вот с того момента, наверное, и можно считать, что я стал частью Xgod.
Как возникла история с «Играми будущего»?
М. C. Банально. Нас просто пригласили на эти соревнования, а мы согласились. Как раз тогда я впервые и соприкоснулся с фиджитал-сферой.
Р. К. Хочу отметить, что идея «Игр» заключается в объединении цифровых видов спорта с физическими. Я бы сказал, что это новый своеобразный формат Олимпиады. Несмотря на то что киберспорт официально признали еще в 2016 году, у многих людей остаются некоторые предубеждения, ведь они прежде всего представляют себе детей, которые очень много времени проводят за компьютером и просто играют в свое удовольствие. Киберспорт же, как и любой другой вид, дисциплинирует, учит тайм-менеджменту и дает желание добиваться чего-то серьезного.
Готовились ли вы специально к соревнованиям в Казани? Сложно ли было технически объединить две дисциплины?
М.С. Накануне соревнований у нас уже был сформированный состав, долгое время мы им и тренировались. Соединить лазертаг и CS оказалось нетрудно благодаря специально обученным людям, которые помогли нам в лазертаге.
А отдельной подготовки, можно сказать, не было. Мы начали тренироваться задолго до старта соревнований, чтобы заранее быть готовыми к любому инвайту или кубку. Так что мы просто играли в свою игру.
В.М. Договорились с командой, что за две-три недели до Игр соберемся в Уфе и проведем несколько тренировок, чтобы погрузиться в контекст лазертага и обсудить все организационные вопросы.
Р.К. В Уфу прибыли Dosia, mou, ice, dukefissura. Сначала ребята организовали так называемый буткемп (Штаб киберспортивной команды для тренировок и участия в онлайн-турнирах– примечание ред.) в компьютерном клубе Xgod Cyber Arena, которым владеет Михаил. Там они играли тренировочные матчи, отрабатывали различные стратегии и тактики. Но помимо CS нам нужно было готовиться и к играм в лазертаг. Ребята-киберспортсмены до этого никогда не пробовали им заниматься, поэтому в очень короткие сроки нам с Vegas предстояло привить им понимание игры. В составе из шести человек (mou, Ivo, Ice, Vegas, Cau(тренер) и dukefissura) мы провели четыре тренировки на нашей базе. За это время мы с Валерием смогли объяснить партнерам базовые моменты: как нужно двигаться, общаться между собой, показали различные фишки. Затем мы уже полетели в Казань, где всего два дня успели позаниматься на соревновательной тренировочной площадке.
В каком формате проходили состязания?
В.М. Турнир прошел отлично, мы увидели очень мощный уровень организации и размаха соревнований. А что касается формата… Лучше посмотреть в правилах.
Р.К. В нашей дисциплине приняли участие восемь команд. Соревнования проводились в нескольких этапов.Сначала – групповой, всех участников разделили на две группы, каждый коллектив играл с каждым. (Два матча в CS и один в лазертаг, формат БО3 (классическая игра до двух побед – примечание ред.)). Задача заключалась в том, чтобы набрать как можно больше очков и выйти из группы. Далее следовали две команды. В плей-офф играли в формате БО2, в следующий раунд проходил тот, кто набрал два очка, но в случае ничьей 1-1, победитель определялся в лазертаге.
Какие впечатления остались от Игр?
В.М. Я испытал всю гамму эмоций. Памятных моментов было много, но для меня, конечно, важнее то, что происходило конкретно в лазертаге. Хотя в напряженные моменты в Counter strike переживал, наверное, даже сильнее чем на физическом этапе. На самом деле, каждая игра была неповторима и непредсказуема: потенциально слабые команды давали сильный отпор, а мощные вдруг становились рассеянными. Наиболее яркий момент - победа в полуфинальном матче с HOTU, это было самое тяжелое противостояние за весь турнир.
Р.К. На мероприятии подобного рода я оказался впервые, и поразился, насколько качественно все организовано. Было настолько эпично, что трудно описать словами. Во время первого нашего выхода на сцену чувствовал, как мурашки бегут по всему телу. Я был невероятно горд за себя и каждого из нас. Аплодисменты, овации, объявление команды, представление каждого игрока – все это воодушевляло меня идти вперед и не останавливаться.
За Counter strike отвечал наш тренер Cau, он внимательно просматривал трансляции со всеми играми, анализировал соперников и готовил стратегии под каждого из них. А главными по лазертагу были я и Валерий Vegas. И мы так же тщательно изучали будущих противников.
М.С. Уровень соперников показался мне добротным. Были как сильные миксы, так и натренированные команды, с которыми у нас возникли трудности. В итоге запомнилась лишь сама победа, это было круто. Остальное уже давно кажется делом техники и не особо остается в памяти.
В лазертаге принимали участие как игроки стандартной CS, так и ребята, которые занимаются этой дисциплиной профессионально. Я в ней не участвовал, но с «бровки», как мог, поддерживал и болел за ребят.
Можете объяснить, что из себя представляет фиджитал CS? Чем он отличается от вашей традиционной дисциплины?
М.С. Я бы сказал, что фиджитал CS – это сочетание физического и цифрового Counter Strike. Именно в форме и заключается главное отличие. Адаптация к ней прошла легко, я играл в стандартный CS, а команда подстроилась под формат.
В.М. Сначала играем на компьютере, затем выходим на поле боя в реальности. Лазертаг, естественно, кажется мне более увлекательным, а Counter Strike – сложной. Но каких-то проблем я не ощутил благодаря четкому распределению обязанностей и приоритетов. Но тем, кто играл сразу в оба вида, пришлось труднее, конечно.
Р.К. Как я уже говорил, это сочетание видеоигры Counter Strike и реальной игры в лазертаг. На нас надевали шлемы и жилеты с датчиками поражения, а также выдавали автоматы M4 за защиту и АК-47 за атаку (естественно, ненастоящие). В них встроены электроника и линзы, с помощью которых производится лазерный выстрел, его регистрирует датчик.
Каждая дисциплина имеет свои сложности и интересные моменты, явное отличие заключается в том, что для игры в CS от тебя не требуют высокого уровня физической подготовки. Мне все же ближе и интереснее игра в лазертаг, потому что нравится держать в руках не компьютерную мышь, а макет оружия, больше по душе самостоятельно передвигаться, совершать различные действия, а не нажимать на клавиши. Нашим ребятам, которые раньше не играли в лазертаг все очень понравилось, их эмоции были написаны на лицах, я увидел полное удовлетворение и радость.
Как планируете распорядиться вашей наградой? Собираетесь ли и дальше углубляться в тему фиджитала?
В.М. Нам досталась награда в виде денежного приза. Думаю, поступлю с ним, как и все, – принесу в семью.
Что касается будущего, то мы уже начали готовиться к следующим играм, доработали нашу площадку под режим «фиджитал».
Р.К. За первое место команда получила 175 тысяч долларов. Как потрачу свой выигрыш, пока точно не знаю. Но определенно собираюсь вкладывать эти деньги в свое развитие, тренировки, чтобы достичь еще больших результатов.
Самое важное, на мой взгляд, что я получил бесценный опыт и воспоминания. Несомненно, хочу дальше продвигаться в направлении фиджитал-спорта, надеюсь, что следующие соревнования в Казахстане мы отыграем тем же составом.
Считаете ли вы фиджитал-игры прорывом в мире спорта? Есть ли у них перспективы?
Р.К. Да, определенно. Как я уже говорил, мне они видятся новыми олимпийскими играми, у которых большое будущее. Технологии развиваются с бешеной скоростью, поэтому спорт тоже не должен стоять на месте. А что из этого выйдет – узнаем через несколько лет.
В.М. Да, считаю это чем-то очень новым и уместным. Думаю, такой формат с уверенностью можно назвать Олимпиадой.
М.С. Не задавался этим вопросом, но лично мне формат понравился, хоть я и не участвовал в лазертаге. Эмоции испытал такие же, как и в стандартной CS. Думаю, у фиджитал-направления есть крутой потенциал.
Но я не могу назвать себя фанатом такого формата, несмотря на то что он интересный. Поэтому задумок по поводу каких-то новых проектов пока не было.
Следите ли вы за развитием вашего спорта в Уфе и Башкортостане? Что может сказать о его нынешнем уровне?
В.М. Думаю, сейчас он никак не развивается. Это больше хобби, заработать на нем невозможно.
М.С. Разумеется. Мы не только поддерживаем киберспорт, но и всячески способствуем его развитию в Уфе и республике. Совсем недавно открыли клуб Xgod Arena, где уже провели несколько крутых мероприятий, которые в том числе посетили мэр города и представители регионального руководства. Ну а моя команда, ребята в социальных сетях, менеджер всячески поддерживают эти начинания и предают их максимальной огласке.
Текст: Антон Сухарев
Комментарии (0)