18+
  • Развлечения
  • Спорт
Спорт

Поделиться:

Личный опыт: как теннисисты из Уфы получили спортивную стипендию в зарубежных университетах

Реально ли поступить в вузы за границей? Наши герои рассказали, какие навыки и документы нужны для учебы за пределами России, сколько это стоит и сложно ли им было адаптироваться в другой стране.

Елизавета Плескань
30 лет

Я начала играть в теннис, когда мне было семь лет. В выпускных классах школы мечтала улететь в Италию, но в итоге в 2011 году получила спортивную стипендию в американском университете Юты, а потом перевелась в университет Канзаса.

Подавала документы через агентство, название которого я не помню, да и, кажется, его уже не существует. Оно выступало посредником между мной и университетом. Помню, мне нужно было отправить видео того, как я играю в теннис и рассказываю о себе. После этого агентство формировало заявку и отправляло ее по всем учебным заведениям.

Получить стипендию в Америке может каждый. Для поступления в вуз было важно иметь не меньше 61 балла (у меня было 69 баллов) по TOFEL (стандартизованный тест на знание английского языка) и SAT (Scholastic Aptitude Test — это экзамен для поступления на бакалавриат. Проверяет знания в области математики, чтения и письма на английском языке) и хорошие показатели по теннису. На ЕГЭ в России я сдавала обязательные предметы: русский язык и математику. Из документов нужен был загранпаспорт и студенческая виза. Весь этот процесс не сложный, но долгий.

Мне отправили несколько предложений, и из них я выбрала университет Юты. Моя стипендия покрывала расходы на учебу, проживание и питание. Когда переезжаешь в Америку, нужно активно заниматься спортом и хорошо учиться. Чтобы сохранить стипендию, средний балл за год должен быть не ниже четырех (значит, что нужно учиться на отлично), — это не легкая задача. Я училась на графического дизайнера. У меня было много тренировок, уроков и дополнительных занятий.

В команде университета я четыре года играла как в одиночном, так и в парном формате. В сезоне 2012-2013 года мы были на десятом месте в Южно-центральном регионе, а я стала лидером по количеству побед за команду в конференции. В 2014-2015 году — мой последний год учебы — дошли до полуфинала. Интересно, что университет никогда так высоко в рейтинге не поднимался.

Адаптироваться в другой стране было не сложно, потому что я учила английский язык еще с дошкольного возраста. Единственное — менталитет отличается, но мне все нравилось, хотелось полностью поглотить культуру и традиции страны.

После учебы я переехала во Францию, где вышла замуж. Там было сложнее: французы не говорят на английском, а их язык я не знала. Пришлось учить, чтобы была какая-то жизнь: работа, друзья.

Сейчас я продолжаю играть в теннис больше для себя, не участвую в соревнованиях. Решила отойти от профессионального спорта из-за травм. Я бегаю, занимаюсь в зале, увлекаюсь забегами с препятствиями (в России это называется «Гонка героев»). Много времени посвящаю семье, своему сыну.

Остап Коваленко
22 года

В теннис меня привели родители, потому что сами начали играть в него незадолго до моего рождения. Сначала у меня не было большого интереса к этому спорту, до 12 лет я активно занимался горными лыжами, но потом поставил в приоритет большой теннис. Я понял, насколько это перспективный вид спорта, что его проще монетизировать, и он менее травмоопасный в отличие от горных лыж. Хотя и теннис нельзя назвать безопасным: сейчас мне 22 года, и у меня уже было две операции. Первая в 17 лет из-за разрыва мышцы в плече, тогда пришлось пропустить восемь месяцев сезона. Еще прошлой осенью сделали операцию на кисти. К счастью, она была несложной и я восстановился всего за три месяца.

Я все детство активно тренировался, чтобы подняться в рейтинге. С 12 по 16 лет по полгода жил в городе Умаг в Хорватии, где занимался с тренером. Благодаря этому в 14 лет поднялся на 56 строчку в мировом рейтинге юниоров, а к 16 годам стал мастером спорта России и четырнадцатым в Европе и, до 18 лет был на 200 месте в мире.

Я поехал в Америку в 2019 году уже состоявшимся игроком. Когда заканчивал школу, представители Нью-Йоркского университета связались со мной. Главный тренер команды предложил отличные условия. В Америке это работает так: если ты играешь за университет, тебе представляют скидку на обучение и, например, вместо 50 тысяч долларов в год платишь десять. При этом я бесплатно тренировался — в этом огромное преимущество.

Теннис — дорогой вид спорта. К примеру, поехать на турнир в Азербайджан или в страну Европы с тренером обойдется минимум в 150 тысяч рублей (при курсе валюты за 2013 год). Если говорим про разовые тренировки – цены выше, чем в России в несколько раз. Если у нас одна стоит две-три тысячи рублей вместе с кортом, то в Америке в среднем придется заплатить 100 долларов (сейчас около 9 тысяч рублей).

Основное преимущество учебы в Америке в том, что ты можешь не бросать свое любимое дело – спорт в моем случае, получать стипендию в размере 70% от стоимости учебы и образование, которое котируется во всем мире. В России же надо выбирать – либо ты продолжаешь спортивную профессиональную карьеру, либо идешь в университет.

Адаптироваться в Америке было легко даже при том, что я свободно не разговаривал на английском языке. Теннис — очень интернациональный спорт, много ребят приезжают учиться из-за рубежа в США. Мне помогла теннисная команда. У нас в составе были австралийцы, японцы, китайцы, французы и студенты из других стран. Я влился в коллектив и у меня сразу появился круг общения. Ребята из команды стали мне второй семьей.

Самое сложное было разлучаться с родными. Я очень семейный человек и в свои 22 года уже женат. Очень тяжело не видеться с любимыми по восемь месяцев в году. Сейчас мы с супругой получили визу и вместе учимся в магистратуре в Америке. Еще не мог привыкнуть к еде — она там не самого лучшего качества, а правильное питание стоит больших денег.

Теннис – большая часть жизни. На корте я забываю обо всех своих проблемах, собираюсь с мыслями. У меня есть свой грунтовый корт в Уфе. Когда я приезжаю в Россию на каникулы, тренирую молодых игроков. Я и сам участвую в соревнованиях, представляю свой университет. Учеба занимает много времени, и нет возможности полностью погрузиться в спорт. В университете я изучаю анализ данных и финансов, поэтому после магистратуры планирую углубиться в тему инвестиции.

Мария Кононова
26 лет

Теннисом я начала заниматься с шести лет. Родители заметили, что у меня хорошее чувство мяча. Это было новое увлечение для семьи, никто в теннис до этого не играл.

В детстве я принимала участия в турнирах Российского теннисного тура, была победителем и призером соревнований в Башкирии и в других регионах страны. Участвовала в ITF Juniors (Высший дивизион теннисных соревнований среди несовершеннолетних), а в выпускных классах школы сыграла первые профессиональные турниры ITF в России, получила звание мастера спорта.

В моей семье никто не думал, что можно поехать учиться в США. Но потом все больше знакомых стало уезжать, и появились мысли, что и у меня получится. Когда мне было 16 лет, родители говорили, что было бы здорово подготовиться к университету в Америке.

Для поступления я сдавала экзамен на знание английского языка TOEFL и американский экзамен SAT— аналог нашего ЕГЭ. Из документов нужно было приложить аттестаты за девятый и одиннадцатый классы. Мы не были знакомы с системой и не знали, что и куда отправлять, поэтому обратились в агентство 4RSport. Они помогли заполнить и отправить документы, зарегистрироваться на нужных порталах. Волнение было, но все прошло спокойно. Если я правильно помню, на все ушло от двух до четырех недель.

Агентство предоставило несколько вариантов, но в итоге мы выбрали университет Северного Техаса. Мой тренер Александр Вельвич в Уфе знал там главного тренера, и нам удалось наладить контакт.

Было интересно учиться в большом университете и видеть слияние культур. В самом начале был языковой барьер, но не в плане учебы, а в разговорном языке, сленге. Когда я готовилась к экзаменам, изучала «академический» английский, а в повседневной жизни это не совсем подходило, так что первое время приходилось молчать и слушать, чтобы понять, что все говорят. Вдобавок, в Техасе есть еще свой южный акцент, который не все американцы могут понять.

Мне было нелегко привыкнуть к еде. Скучала по маминым блюдам и нашим местным продуктам: кумыс, чак-чак, творог. Такое невозможно найти здесь. Еще в самом начале я не знала про «small talk» (легкий непринужденный разговор) и всегда говорила развернуто, хотя никому до этого не было дела. Слушали только из вежливости. А еще я очень люблю ходить пешком, но в Техасе без машины не обойтись. Даже если это всего лишь пять минут ходьбы, не везде есть тротуар и приходится идти по дороге, а летом, когда жара достигает 40 градусов, в этом вообще нет никакого удовольствия, и проще поехать на машине.

У нас была теннисная команда из восьми девочек и два тренера. Все обязаны приходить на тренировки по расписанию. По правилам мы могли тренироваться двадцать часов в неделю, но по желанию можно было заниматься дополнительно. Тренировки проходили в кампусе, в десяти минутах от основных корпусов, где мы учились. На занятия мы ходили как обычные студенты и не важно, что мы занимаемся спортом и выступаем за университет. Учеба была с понедельника по пятницу, а на выходных нужно было выполнять домашние задания.

В целом формат учебы отличается. Студенты сами составляют расписание и выбирают предметы по желанию. Самым удивительным для меня было, что никого не волнует, как ты выглядишь, и что на занятиях разрешено есть. 

Сейчас я до сих пор играю в теннис, и уже профессионально. Большую часть времени провожу в Техасе, тренируюсь в академии. Пока большинство турниров играю по Америке, но буду добавлять и другие страны в скором времени. На моем счету четыре победы в парных турнирах, мой рейтинг WTA (система подсчета очков в женской теннисной ассоциации) в паре — 301, а в одиночке — около 650. До конца года у меня будет еще много турниров, где я смогу улучшить свои результаты. Хочу продолжать свою карьеру и сыграть на крупных соревнованиях и на турнирах «Большого шлема».

Я думаю, что у любого есть шанс получить стипендию, может быть, даже без спорта — академическую. Очень много зависит от результатов экзаменов, достижений в различных сферах и уровня языка.

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: