18+
  • Развлечения
  • Спорт
Спорт

Поделиться:

Никита Богданов: «Когда я выступал в Суперлиге, то сидел на ледовом мотоцикле второй раз в жизни»

Его называют самым ярким и быстро прогрессирующим ледовым мотогонщиком в мире. В возрасте двадцати лет юниор из Уфы совершил стремительный взлет, выиграв все доступные чемпионаты. А год спустя защитил титул чемпиона России 2023 по мотогонкам на льду.

В одном из интервью вы сказали, что чемпионат России по спидвею сложнее, чем чемпионат мира.

Да, это правда. Последние лет двадцать призовые места в чемпионате мира стабильно занимали русские спортсмены. Так сложилось, что для нас спидвей – профессиональный спорт, для европейцев – скорее хобби. Все иностранцы стремятся попасть в Россию на сборы, чтобы повысить свои скиллы: уровень соревнований у нас гораздо серьезнее.

Как проходят тренировки?

Мотогонки на льду – специфический вид спорта: техника дорогая, а ресурс у нее очень маленький. Поэтому тренировок как таковых нет, сборы проходят в конце ноября и длятся дней десять. Сразу после сборов начинается сезон гонок. Выглядит это так: в четверг утром ты выезжаешь из Уфы, к вечеру добираешься до города, где проходят соревнования. В пятницу настраиваешь мотоцикл, привыкаешь к радиусу стадиона, текстуре льда. Суббота и воскресенье – дни гонок. В понедельник возвращаешься домой, два дня готовишь технику к новому заезду и снова уезжаешь. И так четыре-пять месяцев в году.

Чем занимаетесь в остальное время?

Мотокроссом. Вообще моя спортивная карьера началась именно с него: папа, в прошлом профессиональный спортсмен, тренировал меня с пяти лет. А со спидвеем вышло довольно случайно – на ледовый мотоцикл я сел, когда мне было пятнадцать, причем неохотно: боялся повредить чужую технику. Покатался по озеру, понял, что все получается. А уже второй по счету выезд был профессиональным – меня отправили в Каменск-Уральский на Суперлигу. Это одно из самых сложных соревнований, в нем участвуют те же гонщики, что на чемпионате России. В общем, попал в настоящую мясорубку – в хорошем смысле. (Смеется.) Но это пошло мне на пользу: было на кого равняться. 

Я  не собираюсь себя мучить: как почувствую, что мой организм скажет мне «хватит», уйду в тренерство

Получается совмещать спорт с учебой?

Я учусь в институте физической культуры на тренера. Преподаватели делают небольшие поблажки – спасибо им за это. Не слишком загоняют, поэтому получается все успевать. Век профессионального спортсмена очень короткий, все завязано на здоровье. Кто-то заканчивает карьеру в двадцать пять, кто-то в тридцать. Лично я не стану себя мучить: как почувствую, что мой организм скажет мне «хватит», уйду в тренерство.

Спидвей очень травмоопасный?

Все зависит от опыта и стиля езды. Вообще скорость, лед и шипы на колесах – опасное сочетание. Когда мотоцикл падает и лежит на боку, достаточно случайно их задеть, и рука превратится в мясо. Кстати, колеса мы шипуем самостоятельно – каждый гонщик занимается своей техникой совместно с механиком. В моем случае это папа: он отвечает за тюнинг подвески и мотора. На одном из этапов чемпионата России на меня даже писали протесты, требовали вскрыть мотор – думали, что я езжу нечестно, на увеличенном объеме. Но у нас все было по правилам. Работа спортсмена и механика должна быть одним целым: твоя задача – донести до механика, что тебе нужно, а его – услышать и понять тебя.

Помните ваше самое сложное соревнование?

Помню самый сложный сезон – третий или четвертый в моей жизни. На первом году карьеры я выиграл чемпионат России среди юниоров – и это было вау. Как мне потом сказали, амбиций у меня тогда было больше, чем опыта. Я падал на каждой гонке: пытался ехать быстрее, но знаний и сил не хватало. Сейчас понимаю, что главное в таких ситуациях – совладать с собой. На треке нужна ясная и холодная голова. А когда ты горишь… Ну, словом, если начинаешь загоняться, можешь вообще не выходить на лед. 

Моя цель – не победить, а просто достойно проехать

И как оставаться холодным?

Помогает опыт. В том «провальном» сезоне я настраивался: только победить, только победить. А сейчас моя цель – не победить, а просто достойно проехать. Еще важно верить в себя и трезво смотреть на свои ошибки. Не искать отмазки, а признавать – да, тут реально мой косяк. Некоторые люди, когда им указываешь на ошибку, говорят «это из-за мотоцикла», «посадка неправильная». А проблема может быть в тебе! Или банально в плохом льду. Нужно уметь работать не только с техникой, но и со своей головой.

Бывает так, что хочется взять отпуск от спорта?

Для меня отдых – это мотокросс: на льду устаешь не столько физически, сколько морально, а на кроссе эмоционально разгружаешься. Нравится ходить в походы по Башкирии. Сноуборд обожаю: уже несколько лет подряд каждую зиму летаю в Сочи, чтобы покататься. Кстати, буквально вчера мы с другом были на «Олимпике» – правда, почему-то работала всего одна гора. Мне нравится кататься по фрирайду, а не по трассе: в Сочи люблю подняться на самый пик – так, чтобы спуск длился не меньше часа. Еще прошлым летом я встал на вейкборд, классная тема. Теперь учусь делать трюки. В общем, активный отдых – мое все.

А пассивный? Что смотрите, слушаете?

Смотрю прохождения игр на YouTube – в основном стримы Куплинова. Слушаю… Да много разного. У меня в плейлисте даже Инстасамка есть. (Смеется.)

Инстасамка – это святое.

Люблю Басту, Гуфа, Ноггано. Обожаю «Доупклаб» и Хаски времен «Пули-дуры» и «Пиромана». Также могу отметить Джимбо и Твета времен первого и второго «Painkiller». Кажется, лет десять назад музыка у старой школы была смысловой – а сейчас стала более поверхностной.

Текст: Эльвира Галиева
Фото: Ильшат Ахметов

Никита родился в Глазове – небольшом городе на север Удмуртии. Дата его рождения – 26 сентября 2001 года – совпала с семидесятилетием легендарного уфимского гонщика Бориса Самородова. Его отец и по совместительству тренер­механик – Михаил Богданов, в прошлом двукратный чемпион мира в командных мотогонках на льду. В двадцать лет Никита стал самым молодым абсолютным чемпионом России в истории российского айс­спидвея, выиграв первенство России, чемпионат России и командный чемпионат России за один сезон.
Материал из номера:
Март 2023

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: