Анна Качанова уже семнадцать лет работает в сфере связей с общественностью. Три года назад она попробовала хождение под парусом, и с тех пор ее жизнь связана с яхтингом и морем. Мы пообщались с Анной и выяснили, каково это – управлять судном, что в этом сложного и где этому научиться.
Анна Качанова, |
Как случилось ваше знакомство с яхтингом?
Это случилось осенью 2018 года. Тогда был очень загруженный период в жизни, какая-то бесконечная гонка. Мне очень хотелось выдохнуть и выбросить все мысли из головы. В это же время один мой давний друг организовывал двухнедельную регату в Греции и публиковал об этом посты в своих социальных сетях. Близился отпуск и я, увидев в ленте друга очередную красочную фотографию, позвонила ему и сказала, что мне срочно надо проветрить голову. Мы обсудили даты, я оплатила каюту и поехала за экипировкой.
А через три недели стартовала первая в моей жизни регата. Вопрос «во что я ввязалась?» возник только на греческом острове у входа в марину. Но мой друг оказался прав: яхтинг – лучший способ перезагрузиться. По крайней мере, для меня. Спасибо, Ильдар!
Вам дали попробовать управлять судном?
Мне доверили это в первый день греческой регаты. Сразу, как мы вышли из марины в открытое море, капитан Максим сказал: «Аня, вставай к штурвалу!». Конечно, я волновалась, но понимала, что он будет меня подстраховывать: на нашей лодке было два руля: мы путешествовали на яхте Bavaria 50.
Я держала штурвал, пыталась уследить за стрелками приборов, старательно выполняла команды капитана и крутила руль то влево, то вправо. Поначалу испытывала дикое напряжение, а потом стало получаться. Мне удалось набрать на силе ветра приличную скорость в 4,5 узла. И вот тогда пришел восторг от того, что у меня все получилось! А еще похвалил капитан.
Вы хотели бы обучиться этому делу?
Специальной учебы я еще не проходила, но мне это интересно. Я подписана на яхтенные школы, понемногу изучаю «Справочник яхтсмена» Боба Бонда. А моя практика проходит на регатах, но не с той регулярностью, с какой хотелось бы.
Сейчас можно пройти это обучение дистанционно. Стендап-комик Дмитрий Романов в одном интервью говорил, что учился онлайн.
Да, пройти теорию онлайн вполне возможно. Придется изучить массу всего: устройство лодок, системы звуковых и навигационных сигналов, характеристики маяков, метеорологию, навигацию. Кроме того, нужно подтянуть английский, так как все переговоры в море и маринах ведутся на нем.
А вот практику – только на большой воде. И чем больше будет пройденных миль, поставленных парусов, завязанных узлов и швартовок, тем лучше. Капитаны говорят: чтобы выйти в море, нужны сертификаты, чтобы вернуться – знания.
Конечно, сейчас есть современные цифровые и электронные средства навигации, справочники и все, что нужно для комфортного управления судном. Но, как говорит один из наших капитанов Дмитрий, яхтинг – не только удовольствие, это всегда большой риск, поэтому лучше быть готовым ко всему. Чтобы понимать каким опасным может быть это занятие, стоит посмотреть фильмы «Во власти стихии» и «Не угаснет надежда».
Что, по-вашему, самое сложное в яхтинге?
На мой взгляд, непросто, но очень интересно управляться с парусами. Поначалу голова идет кругом от терминов: «стаксель», «грот», «генакер», «шкот», «добирай». С практикой начинаешь понимать, что к чему, и хочется оттачивать навыки. Появляется азарт.
Что действительно сложно для меня – перерывы между морскими походами. Несмотря на многочасовые авиаперелеты с двумя-тремя пересадками, на синяки и ссадины, с которыми я традиционно возвращаюсь, начинаю скучать по морю и парусам буквально через месяц.
Как у нас в Башкортостане с яхтингом? Удается ли где-то на местных водоемах походить практические занятия?
Сложно сказать. Знаю, что по водохранилищам и рекам ходят катера, моторные лодки. О яхтах не слышала.
Кстати, недавно вы управляли теплоходом! Как это случилось?
Бывшие коллеги и мои хорошие друзья пригласили меня на речную прогулку. Мы разговорились об устройстве теплохода и тонкостях управления с капитаном Федором. И он ненадолго доверил мне штурвал, попутно показывал навигационные знаки, корректировал курс. Что сказать? Учитывая внушительные габариты судна и русло реки, приходилось больше докручивать штурвал при поворотах и выравнивании судна. Но это было здорово!
Как думаете, кому может понравиться яхтинг?
Думаю, многим. Во-первых, яхтинг и море дарят ощущение свободы. Это прекрасная возможность отпустить на время все, что осталось на земле. Шум волн, невероятной красоты рассветы и закаты, живописные морские пейзажи переключат даже самые загруженные головы.
Во-вторых, яхтинг понравится непоседам и любителям приключений, всем, кто любит активный отдых и постоянную смену локаций. Любой морской поход – это движение. В начале и в конце путешествия это авиаперелеты, дорога до порта, затем переходы до новых стоянок по маршруту, пешие прогулки по островам или городам, короткие ночные стоянки, а с утра снова в путь! Во время переходов и на швартовках большинство членов экипажа выполняют команды капитана, помогают с парусами, такелажем, кранцами.
Яхтинг – это еще про адреналин и испытание себя. Помимо нештатных ситуаций, от которых никто не застрахован, может банально испортиться погода. Поднимутся двухметровые волны, сменится направление ветра, и запланированный трехчасовой переход превратится в десятичасовое маневрирование галсами острым курсом (прим. ред.: галс – движение судна относительно ветра) и работу с парусами в очень непростых условиях, на которую способны капитан и самые смелые члены команды.
Какими чертами характера, по-вашему, обладают эти люди?
Однозначно, они свободолюбивые, рисковые, авантюрные.
Если говорить о капитанах, то помимо перечисленных качеств, на мой взгляд, им присущи харизма, ведь иначе за ними не пойдут люди, ответственность, твердость духа. А еще они обладают безграничной стрессоустойчивостью: быть постоянно начеку, следить за морем, приборами и экипажем. С этим нужно родиться!
Текст: Эвелина Габдрахманова, фото из личного архива героини
Комментарии (0)