18 и 19 января в малом зале ГКЗ «Башкортостан» впервые выступит новый уфимский электро-оркестр Frisson. Его организатор и идейный вдохновитель – дирижер Рустэм Сулейманов рассказал, для чего республике новый оркестр.
Как к вам пришла идея создать оркестр?
Несколько лет я работал скрипачом в Санкт-Петербургской филармонии, в барочных оркестрах, в джазовых − прошел все этапы классико-консерваторского образования. Затем обучался оперно-симфоническому дирижированию в Петербургской консерватории, подготовил в Уфе огромное количество программ как дирижер. Не так давно завершил аспирантуру – педагогику высшей школы в Казанской консерватории. Струнный квартет, который мы с коллегами создали в Башкирии несколько лет назад, ныне вырос до целого оркестра, коллеги хотят сотрудничать – приезжают специально на наши проекты. Когда я вернулся в родной город уже дирижером, заметил преобладание непрофессиональной музыки, особенно, в той, что называется национальной эстрадной. Да, музыки существует много видов, она разноплановая, но, к сожалению, не всегда качественная. И мне захотелось привнести прекрасное, яркое из культуры тех городов и стран, которые я посещал и в которых учился, но при этом сохраняя башкирские традиции и аккумулируя наши сильные стороны.
И для этого понадобился целый оркестр?
Да. Например, пермяки выступают несколькими музыкальными составами, основной коллектив - оркестр оперного театра: экспериментирует и гастролирует с классической оперой, иногда занимается современной музыкой. В Казани целых семь оркестров – государственные, муниципальные, национальные, есть даже частный барочный оркестр. У каждого своя функция. У нас в Уфе всего три: все государственные (Камерный оркестр «Башкирия» угас сам, а Молодежный оркестр народных инструментов закрыли). При этом, как мне кажется, Национальный симфонический оркестр вместо классических симфоний сосредоточился на саундтреках и classic-light, а оркестр Театра оперы и балета играет музыку варьете и сценки из оперетт, иногда балеты. Мы с коллегами посчитали необходимым исправлять эту ситуацию. Для этого создали альтернативный коллектив, который будет заниматься продвижением современной музыки: постмодерн, актуальные академические произведения, творчество профессиональной электронной среды и субкультур.
Чем вы вдохновлялись?
Много езжу на различные фестивали, посещаю российские форумы. В какой-то момент заметил, что все неоправданно уходит в сторону диджеинга. Диджей становится главным лицом музыкальной культуры, саунд-мейкером: он же и создает музыку, и записывает ее; он сводит треки, исполняет их и в это же время работает с аудиторией. Среди них есть очень талантливые ребята! При этом зачастую диджеи откровенно слабы, ищут легких денег и скорого признания, не разбираются в стилях музыки, в жанрах для них существует только песня и ремикс. И их называют музыкантами. Хотя зрительской аудитории прекрасно известно, какой смысл классики вкладывают в слово «музыкант»: в профессиональной среде оно означает владение мастерством интерпретации и является похвалой высшей степени за безупречное исполнительство.
Frisson – первый электро-оркестр? Где еще в России есть ваши коллеги? На каких инструментах вы играете?
Это общемировая тенденция: сейчас формируется новый вид искусства. В России таких коллективов несколько, из них два – в Санкт-Петербурге. Есть один смешной кавер-оркестр, непрофессиональный, который гастролирует каждую осень по стране. В Москве есть хороший современный оркестр, но коллектив не выходит на танцевальную платформу и все чаще замыкается в «пост-арт»-пространстве. Сейчас еще один будет в Уфе. У нас есть все основные электроинструменты: соло и бас-гитары, скрипки, виолончели, электробарабаны, станции звука и нойза, ламповая аппаратура. Есть и акустические инструменты, и этнические. А вот, например, духовой электро-саксофон мы брать не стали, ибо он звучит точно обычный синтезатор. Зато синтезаторов у нас множество, некоторые даже из семидесятых и восьмидесятых годов, коллекционные. Но именно они издают такие звуки, которых нигде больше не найти. Всего в составе оркестра 22 человека, это пока минимум – в планах расширение. Специальный кастинг не объявлял, ибо в России знаю всех профессиональных музыкантов, и классических, и тех, которые интересуются нашим форматом.
Что означает имя Frisson, которое вы выбрали для коллектива?
Frisson – это некогда медицинский термин, означает «дрожь», сейчас это слово используют чаще в психоанализе. Возбуждение физическое от прослушивания музыки. Когда вы вдруг услышали знакомую музыку, которая вам напомнила о чем-то, и в памяти всплывают образы тех дней, или вы получаете массу сильных чувств во время кульминации какой-нибудь симфонии Густава Малера или Рахманинова и у вас побежали мурашки по спине – это и есть «фриссон».
Чем будете удивлять слушателей?
Наша арендная площадка – Малый зал ГКЗ «Башкортостан» в Уфе. Мы будем давать по два концерта в месяц: у нас уже запланированы крупные проекты до конца лета и гастроли на осень, помимо этого будет множество небольших перфомансов. Ближайшие концерты мы исполним уже 18 и 19 января, где и состоится презентация оркестра: в первом отделении слушатели смогут оценить интересную ambient-музыку композитора и руководителя студии CineMusic Марата Файзуллина (Taturas). Его музыка к докфильму «Атлантида русского севера» − cаундтрек − получил Международную премию им. Морозова. В Уфе эти произведения прозвучат впервые. Второе отделение будет построено на композициях к сериалу «Викинги», автор – Андрей Потатов, гитарист из Казани, он же композитор и саунд-продюсер.
Что можно будет в дальнейшем услышать в вашем исполнении? Будет ли это постоянный репертуар?
Готовить новые программы, репетировать в студии и заниматься звуком – наше любимое занятие. Расширять репертуар собираемся энергично, поверьте − это легко. Основа − это электро, будут и популярные композиции, и главные танцевальные жанры: idm, еdm, techno, trans, house, и даже hardcore и noise. Плюс саундтреки к другим известным сериалам, например, «Игре престолов», а также различные академические направления постмодерна. В планах у нас – гастролировать по танцевальным фестивалям, участвовать в развитии актуальной музыки и двигать музыкальную индустрию вперед. Все это точно не ради хайпа – ради искусства. Современного, стремительного.
Текст: Татьяна Холостых
Фото:vk.com/frissonorchestra
Комментарии (0)