Пост-панк команда из Уфы уже набрала свыше двадцати миллионов прослушиваний в стримингах и выпустила два полноформатных и четыре мини-альбома. Музыканты рассказали нам, как они встретились на фесте Shau Karau, почему задержали выход нового EP и что их бесит в уфимских медиа.
Почему «Где Фантом»? Расскажите, как вы придумали название.
Максим Юхин: О, это Артем любит рассказывать (смеется)
Артем Новоселов: Мой самый нелюбимый вопрос.
Максим: Я же говорю, надо уже придумать что-то смешное. Типа Артем был при смерти, потом его откачивали, он выжил, но начал видеть призраков и постоянно кричать «Где фантом?». Из-за этого его положили в дурку и он под препаратами сочинял там песни. Я уже как-то так разыгрывал коллег, они поверили: еще не знали, что я шутник (смеется).
Артем: Это может показаться правдой. А так, когда я учился в училище искусств, на парах живописи часто подносил свои работы к зеркалу – так легче увидеть ошибки. Одногруппники начали шутить, что я ищу фантом. Тогда еще мой друг Тимур увлекался каллиграфией и придумал надпись “Where is fantom?”. Позже мы с ним начали вместе играть, в основном каверы, а когда появился свой материал, задумались, как бы назвать группу. А название уже было – мы его просто перевели на русский.
Сейчас же вас в группе три человека. Как вы все встретились?
Артем: Тимур был в группе до 2019 года, потом ушел. Я вообще был очень закрытый в уфимской тусовке. Никуда особо не ходил. Но в одно время начал себя плохо вести и выступать на фестивале Shau Karau (смеется). Там встретил Максима.
Максим: Мне понравилось, как он двигается. Музыка, не сказать, что закатила. Но Артем такой прикольный экспрессивный чувак. Бывает, басиситы просто стоят – такая подача меня не цепляет.
Максим: Мы сначала с Артемом и Данияром играли в моей группе «Вскрытый потенциал». Но Артем ушел через 1,5 года. Он занимался «Где Фантомом?» и мы иногда вместе репетировали. Решили как-то выступить на Shau Karau: я прихожу туда, а Артем уже и на вокале, и на басу – все сам делает, прокачался. Я сразу после этого феста пошел в его группу.
Артем: А дальше все случилось само собой, начали чаще собираться.
Максим: Пить пиво в баре.
Артем: Помню наше легендарное выступление в «Облаках», даже не знаю, как мы там оказались (смеется).
Максим: Лажали, но круто!
Артем: Забыли где-то вступить вовремя. Но тогда у нас еще был другой басисит, он потом уехал, и мы позвали Данияра.
Данияр: Это было в 2019 году, перед фестом New open в Екатеринбурге. Помню, сидел на кухне, когда мне Максим позвонил.
Максим: О, я любил раньше музыкантам вешать лапшу на уши. Всем говорил, что мы станем легендами! А тогда прям все горело, нужно было быстрее готовиться к фестивалю, набирать людей. А это значимое для нас событие, на кону были трехзначные суммы! (смеется).
Данияр: «Где Фантом?» уже тогда были на слуху – я понимал, что не иду к каким-то ноунеймам.
Это был ваш первый фестиваль? Как все прошло?
Максим: Все куплено! (смеется) Там грант разыгрывался, мы еще перед жюри защищались. В целом мы хорошо представили свой проект, отыграли более-менее. Я был уверен, что мы хотя бы 50 тысяч выиграем.
Данияр: Да, мы сидели в зале и уже были готовы, что нас вот-вот объявят.
Максим: Думали, сейчас выйдем на сцену, нас сфоткают, вручат подарки. Короче, мы больше никогда не поедем!
Артем: На таких фестивалях чувствуешь себя на конкурсе, где тебе нужно получить медальку. Все это крутится вокруг знакомства и денег. Туда не надо вообще рваться, нужно выбирать идейные фестивали.
Например?
Артем: Awaz в Казани такой, там была очень дружеская атмосфера.
Максим: Просто ходишь, знакомишься со всеми, много площадок – шикардос! Что-то вроде «Боли», но версия 2.0. Это было в мае 2021 года.
Тогда вы уже выпустили трек «Я тебя люблю»? Он ведь считается вашим главным хитом.
Артем: Да, релиз был в 2019 году, а выстрелил он в 2020. Помню, написал его в мастерской, рядом случайно оказалась гитара, начал играть простой риф – четыре ноты. И эта мелодия у меня засела в голове. За ночь написал все три куплета.
Максим: Там же их два.
Артем: Я уже точно не помню.
Максим: Это авторская версия (смеется)
Артем: Ну да, я потом редактировал, что-то убирал – и за два дня песня была готова. Все дома записали и быстренько выпустили.
Только на «Ютубе» больше 11 миллионов прослушиваний этой песни. Как она завирусилась в сети?
Максим: Я предложил Артему залить свои треки на стриминги, ну чисто, чтобы капали денежки. Помню, лично кусочек вырезал, даже подумать не мог, что так залетит. Хотя, когда впервые услышал песню, подумал, что есть какой-то задел на локальный хиток. Залили, и потом люди уже сами начали снимать видео.
Артем: Да, была волна тиктоков с нашим треком, а я тогда вообще не сидел там.
Максим: О, мы раньше с Артемом ходили такие, говорили, что никогда его не установим! (смеется)
Вы сейчас выпустили два полноформатных альбома, верно?
Артем: Кроме них, у нас четыре EP и синглы – «Выходя из дома», «Я тебя люблю», «Смотрю в глаза».
Максим: Еще «Призрак» вышел как сингл, но мы ее немного видоизменили и включили в состав альбома.
Это трек из нового EP?
Артем: Да, мы его писали с прошлого лета, думали, сейчас быстренько все сделаем. Но к осени поняли, что у нас только одна песня готова. Решили сначала ее выпустить, а потом уже спокойно работать над альбомом. Релиз был 30 июня, а презентовать будем осенью. Поедем в большой тур по России.
Максим: В новом альбоме вернулись к старому звучанию. Группа «Где Фантом?» не играет чистый пост-панк. Это уже мем (смеется)
У вас с сентября начинается большой тур на десять городов. Как вы обычно готовитесь?
Максим: Пьем.
Артем: И репетируем.
Данияр: У нас график три через один.
Максим: На самом деле туры – это очень тяжело. Не понимаю тех, кто считает, что это круто. У нас вот первый был на тринадцать городов – мы все болели. Я вообще после него выгорел и долго приходил в себя.
Артем: Ешь как получится, практически не спишь. Обычно успевали поспать в поездах и пару часов хостеле. Это выматывает.
Данияр: В первом туре было пятнадцать дней и тринадцать концертов. Помню, в Нижнем Новгороде мы решили не снимать хостел: опыта не было, многого не понимали. Приехали в обед, ночью должны были уехать – хотели до концерта просто погулять по городу. Пошли сначала в клуб, чтобы оставить вещи и инструменты, и поняли, что мы очень уставшие. А там был газон рядом – мы легли спать прямо на этой траве, где везде висят таблички, что по ней нельзя ходить, а еще рядом Кремль.
Максим: Кроме больших, мы еще гоняем в мини-туры и даем сольники. Самое знаковое выступление для меня было в одном из старейших клубов Москвы «16 Тонн». Это круто. Это показывает, как мы растем.
Когда вы только начинали, в Уфе было много пост-панк групп (Пост-панк – собирательный жанр, которому характерен медленный монотонный ритм с преобладанием баса и ударных, меланхоличные тексты – прим. ред) Можете рассказать, как сейчас развивается жанр в городе?
Максим: Так это все наши группы и были! Мы просто все объединили в одну, получается (смеется). «Вскрытый потенциал», «Триоксин», кто еще? Ну «Черниковская хата» была, да. Раньше было нормальное такое количество шугейз-команд, мы в том числе. В одно время говорили, что Уфа – столица шугейза (поджанр инди- и альтернативного рока – прим.ред.), а не рэпа, как принято.
Артем: Если в целом, то в России нью-вейв уже сложился в самостоятельную историю.
Данияр: Если говорить о том, что Уфу называют то столицей рока, то рэпа, – это все просто зависит от волны. На мой взгляд, не стоит пытаться в нее запрыгнуть. Иначе группы начнут заниматься самокопированием.
Артем: Как группа «Буерак». Они были хороши в 2016 году, а потом поняли, что у них есть фишка, из которой можно все выжать – этим и занимаются теперь.
Максим: Мы, кстати, с «Буераком» будем выступать на фесте «Будущее» в сентябре. Это эксклюзивная информация.
Артем: Если говорить про нас, мы не пишем музыку только для хайпа и популярности, у нас нет цели занять какую-то нишу. Проект развивается по своему пути, но медленно.
Данияр: Если бы мы делали только пост-панк, то были бы популярнее раза в три.
Максим: Да мы уже, на мой взгляд, достаточно популярны, только обидно, что уфимские медиа нас не включают в разные подборки!
Вы про посты с карточками в соцсетях?
Максим: Вот на 14 февраля видел подборку со строчками песен музыкантов из Уфы. Я смотрю, думаю, ну тут-то уж мы точно должны быть, у нас такая песня! Листаю-листаю – а ничего, нас там нет! Я так разозлился, хотел уже написать им.
Артем: Даже Элвина Грея включают.
Максим: Сколько мы еще должны пахать, чтобы с нами картиночки эти делали, не знаю.
Кроме музыки, вы еще чем-то занимаетесь?
Артем: Преподаю в частной школе, занимаюсь живописью, могу назвать себя профессиональным художником, правда, сейчас картины плохо продаются.
Максим: Я работаю дизайнером в «Лидер Групп». А вот Данияр не скажет, чем он еще занимается, мы сами не знаем, вроде что-то связанное с эзотерикой, ну еще ноты пишет для разных сайтов. Данияр, поделись уже, сколько спрашивают!
Данияр: А что рассказывать? Ну я фрилансер.
На музыкальную карьеру строите планы?
Артем: Будем делать все по вдохновению. У меня нет цели всю жизнь связать с музыкой. Творческий человек всегда страдает.
Максим: Петя говорит, мы соберем Aglomerat. Вот такие у нас планы.
(Петр Антонов – менеджер группы – прим. ред), (Aglomerat – культовый клуб в Москве, концертная площадка на 1200 посетителей – прим.ред.).
Комментарии (0)