Один из самых востребованных дирижеров России, заслуженный артист РБ, лауреат международного конкурса Debut Hamburg три года назад возглавил Национальный симфонический оркестр РБ, который этой весной отметил свой тридцатилетний юбилей.
Почему вы решили связать свою жизнь с музыкой? К примеру, Петра Чайковского потряс его первый поход в оперу – и тогда он осознал свое призвание.
Моя мама с самого раннего детства прививала мне любовь к искусству: так, в четыре года я уже стал ценителем Пермского оперного театра. Учился в Пермской хоровой школе мальчиков, но был абсолютно посредственным по всем предметам, поэтому никто не прочил мне большое будущее.
Переломный момент случился, когда мне исполнилось четырнадцать лет: захотел уехать из дома и поступить в Академический музыкальный колледж на дирижерско-хоровое отделение. Все мое окружение было против: семья не понимала, откуда вдруг возникло такое желание, а преподаватели в музыкальной школе и вовсе говорили: «Да какая Москва, он дай Бог в пермское училище поступит». Но мое желание было сильнее их противоречий, уехал.
Почему ваш выбор пал на дирижерское отделение?
Когда я впервые увидел оркестр, музыканты показались мне не людьми, а титанами, исполняющими мировые шедевры, способные перевернуть жизнь человека. Захотел стать частью этого искусства. С конца первого курса решил поступать сразу на симфоническое дирижирование, минуя хоровое отделение. Среди студентов людей, загорающихся такой идеей, называли выскочками. Поступил, правда, со второго раза.
У вас с ним были особенные отношения?
Он был мне как дедушка, мы сотни часов провели вместе. Геннадий Николаевич привил мне эпохальное отношение к этой профессии: дирижер должен быть как минимум гениальным музыкантом и обладать особой энергией. Мне очень повезло с учителями. К примеру, мой профессор Валерий Полянский по уровню монументальности мышления превосходит многих крупнейших музыкантов нашего времени. Недооцененный гений. К сожалению, его имя не так часто звучит в Европе, как хотелось бы. В частности это связано с тем, что в советский период, когда многие композиторы, такие как, к примеру, Альфред Шнитке были под запретом, единственными, кто продолжал исполнять эту музыку, были Геннадий Рождественский и Валерий Полянский. Из-за этого мой профессор не имел права четырнадцать лет выезжать из страны.
Правда, что вы практически не учились в консерватории, а начали работать сразу с первого курса?
Можно так сказать, да. Сдавал все заочно. После поступления я каждый день без выходных с раннего утра и до позднего вечера работал ассистентом Валерия Кузьмича в Госкапелле России. Затем в мою жизнь пришел Большой театр – в возрасте двадцати трех лет дебютировал в качестве дирижера. Далее карьера начала развиваться еще стремительнее. Сейчас я здесь – в Национальном симфоническом оркестре РБ, куда меня пригласили работать главным дирижером три года назад.
Чем вас привлекла работа в Уфе? В основном, люди хотят уехать из регионов в столицу, а вы – наоборот.
Прелесть моей профессии в том, что ты можешь практически одновременно работать во многих коллективах страны и не быть привязанным к одному городу. К примеру, я репетирую с музыкантами в Национальном симфоническом оркестре РБ, вечером лечу на концерт в Большой театр, а на следующий день – отправляюсь с гастролями по России. Поэтому, несмотря на то, что работаю здесь уже три года, до сих пор не могу сказать: «Я живу в Уфе». И если меня пригласят в качестве главного дирижера еще в какой-то оркестр, разумеется, соглашусь.
Как вас приняли в Национальном симфоническом оркестре?
Хорошо, но не обошлось без конфликтов. Моя задача – сделать так, чтобы коллектив стал играть в разы лучше, чем сейчас.
До моего прихода мало кто из оркестра занимался дополнительно дома, отсюда такой низкий уровень. За три года пришлось перестроить всю нашу «внутреннюю кухню»: теперь со многими занимаюсь индивидуально. Это огромный труд, но благодаря общим стараниям сегодня мы можем дать, к примеру, блестящий концерт в Москве на уровне топовых коллективов России.
На работе вы окружены преимущественно академической музыкой. Интересно, а что слушаете в свое свободное время?
Люблю всю раннюю музыку до Иоганна Себастьяна Баха. Грегорианские хоралы – это моя страсть. В качестве разнообразия нравятся плейлисты канала Meditative Mind. Популярная музыка, как и массовая культура, мне не близки. Не люблю слушать о грязном сексе, доступных девочках или изменах. Все подается на уровне инстинктов. Те же Петр Ильич Чайковский или Сергей Рахманинов говорили об этих же проблемах, но другим высокодуховным языком. А сейчас происходит какая-то деградация. Однако я, естественно, очень много слушаю и дирижирую современной академической музыке, поддержка современных композиторов – мой долг.
Какие планы вы строите относительно своей профессии в обозримом будущем?
Никаких, для дирижера это практически невозможно. Сейчас из-за событий, происходящих в мире, карьера остановилась. Но я стараюсь не зацикливаться на этом, мне важно, чтобы моя собственная деятельность приносила пользу, как можно больше красоты и света в этот мир. Моя цель по сей день – возвышать, одухотворять человека, вести его куда-то вверх, чтобы он эволюционировал духовно. А это можно и нужно делать на том месте, где я нахожусь сейчас.
Комментарии (0)