18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

Как Миляуша Муртазина вырастила целую плеяду оперных звезд?

Фамилии учеников легендарного педагога украшают афиши театров по всему миру, от Мариинского театра до La Scala. 27 мая многие из них соберутся в Уфе на гала-концерт в честь 95-летия Миляуши Галиевны, который пройдет в рамках Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова.

Миляуша Муртазина

Миляуша Муртазина

Башкирская вокальная школа – своего рода бренд, известный во всем мире: как русский балет или японская поэзия. Ценители и профессионалы называют ее «школой Муртазиной» – по фамилии педагога. Миляуша Галиевна открыла и воспитала целую плеяду звездных исполнителей: фамилии ее учеников украшали и украшают афиши театров по всему миру, от «Метрополитен-опера» до La Scala. В их числе – всемирно известные басы Ильдар и Аскар Абдразаковы, народные артисты РФ Радик Гареев, Салават Аскаров, заслуженные артисты РФ Сажида Галимова, Нажия Аллаярова, Владимир Белов, народные артисты РБ Раиль Кучуков, Хамидулла Ижболдин, заслуженные артисты РБ Зухра Байбурина, Владимир Копытов.

Ильдар Абдразаков

Ильдар Абдразаков

Карьера педагога началась практически случайно: Миляуша Муртазина начинала как вокалистка, училась в двух консерваториях у пяти педагогов. Из-за пареза связок на четыре месяца потеряла голос – и после уже не могла петь так свободно, как раньше. «Работа преподавателя стала моим утешением», – признавалась она впоследствии. Многие из ее учеников относились к категории «сложный случай»: объявленные профнепригодными, намеченные на отчисление. Муртазина брала их под крыло и обучала по особой авторской методике: «Я старалась в своей работе отталкиваться от природы. Прежде всего выявить природу голоса, потом создать баланс дыхания с голосовым аппаратом, который находится внутри нас. Такой баланс дает чистый, естественный тон – это мое ноу-хау. Я работала с труднейшими учениками, перестраивала их, мне было интересно. От особо талантливых в первое время отказывалась в пользу опытных педагогов». Благодаря этой методике раскрылось немало самородков.

Еще одна фишка «муртазинской школы» – исполнение народных песен. В академической среде долгое время считалось, что фонетика башкирского языка с его горловыми призвуками согласных не подходит для академического пения. Миляуша Галиевна разработала специальные упражнения и доказала, что это не так.

Ильдар Абдразаков и Миляуша Муртазина, 1997 г.

Ильдар Абдразаков и Миляуша Муртазина, 1997 г.


Ильдар Абдразаков, обладатель звания «Лучший бас мира», лауреат двух «Грэмми»

Миляуша Галеевна – один из самых значимых, судьбоносных людей в моей жизни. Мой первый педагог, именно она дала мне основу в профессии, услышала и взрастила мой голос. Этот вклад невозможно выразить словами. Я начал заниматься с ней в 14 лет: это был переходный период для моего голоса, поэтому она обучала меня бережно и не спеша. Я благодарен ей за терпение, умение прислушиваться к возможностям каждого ученика и не торопиться. Миляуша Галеевна научила меня не только музыке: благодаря ей я знаю, как важно всегда идти вперед и помнить, что на пути к каждой победе есть свои трудности, свой груз – то, что предшествует любому достижению. Со времен моей учебы прошло довольно много лет, но наше общение важно до сих пор. Когда я ездил на конкурсы, Миляуша Галиевна всегда ждала моего звонка, чтобы узнать результат. Сейчас, слава Богу, мои спектакли часто показывают каналы Mezzo, «Россия-Культура», «Россия-1», и я знаю, что Миляуша Галиевна их ждет и смотрит. Когда я приезжаю в Уфу, привожу ей свои новые альбомы, диски, рассказываю о партиях, которые готовлю. Мы всегда общаемся с удовольствием.

Ильдар Абдразаков и Миляуша Муртазина

Ильдар Абдразаков и Миляуша Муртазина


Альфия Каримова, солистка театра Астана-опера (Казахстан)

Миляуша Галиевна для меня – не только опытный педагог, тонкий музыкант, коллега, но и очень близкий, родной человек. Каждый раз, когда я прилетаю в Уфу, обязательно забегаю к ней, и мы подолгу говорим обо всем. Воспитать певца очень трудно: педагог дает не только технологию пения, но и закаляет характер артиста. Вспоминая студенческие годы, могу сказать, что Миляуша Галиевна готовила нас к непростой жизни в театре. Человек сцены должен быть очень сильным, выносливым, храбрым, чтобы не сломаться в этой непростой профессии. С полной уверенностью могу сказать, что ученики Муртазиной, прошедшие ее школу, успешны и востребованы. Миляуша Галиевна научила меня быть требовательной к себе и к качеству исполнения, делать все на совесть.

Диляра Идрисова и Миляуша Муртазина

Диляра Идрисова и Миляуша Муртазина


Диляра Идрисова, солистка Башкирского государственного театра оперы и балета

Я не могу сказать, что Миляуша Галиевна внесла некий вклад в становление меня как артиста. Все, чего я добилась – полностью ее заслуга. Она выстраивала мой голос по кирпичику, как здание. Такой педагогический подход требует кропотливого труда. Миляуша Галиевна обладает особым даром: она слышит в каждом ученике заложенные в нем природные способности и умеет их раскрыть. Процесс учебы был для меня невероятно трудным, но сейчас я вспоминаю это время с огромной благодарностью и теплотой. Она не хвалила учеников, но ее слова «Ну, неплохо» воспринимались как самая высокая оценка, от которой хотелось летать. У нее я научилась не только дисциплине и выбору репертуара, но и в целом существованию в академическом музыкальном мире. Наш педагог – это кладезь знания, опыта, мудрости. Какой бы сдержанной и строгой она ни казалась со стороны, у нее огромное сердце: по сей день я чувствую ее поддержку и любовь.

Торжественное открытие IV Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова пройдет в Башкирском государственном театре оперы и балета 27 мая.

Материал из номера:
Май - июнь 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: