Этой осенью создатель главной блюз-рок группы в Уфе – Outrider – опубликовал в сети первую пластинку коллектива, с момента записи которой прошло 25 лет. Параллельно он работает над мини-альбомом: отдельные синглы и видео уже вышли.
В семье вы первый музыкант?
Мой отец, хоть и не был профессионалом, чудесно играл на баяне, а мама прекрасно пела. Свою роль в моей любви к музыке родители сыграли, и когда я в старших классах стал играть на гитаре в школьном ансамбле, были очень рады моему новому увлечению.
Помните, как впервые взяли в руки гитару?
Все начиналось буквально «в каморке за актовым залом». Мне повезло с окружением. Первый бэнд мы сколотили еще в 1976 году с моим соседом по парте Маратом Ишбулатовым. Бас-гитаристом у нас был старшеклассник Михаил Сергуняев. Нам выделили радиорубку с одним усилителем «Электроника» и пионерскими барабанами. Мы были настоящими звездами школы. Выступали на самодеятельных вечерах, танцах и выпускных у старшеклассников и были очень популярны.
А когда закончили школу, ваш коллектив остался вместе?
Так как Сергуняев был старше, он закончил школу и пошел работать на Завод №40 в профессиональный коллектив ВИА «Звуки времени». А чуть позже ангажировал в группу и меня. Там я попал к старшему наставнику Фариту Саттарову, уже известному в то время в Уфе музыканту.
Так начался мой профессиональный путь. Родители настаивали, чтобы я получил «мирскую» профессию. Я выучился на повара, получил пятый разряд и несколько лет проработал в общепите. Но занятие это не любил. Параллельно играл в ресторанах: «Акбузат», «Башкортостан» и «Океан» и вроде бы сводил концы с концами.
Как появился Outrider?
В начале девяностых музыканты вышли из андеграунда и страну накрыла рок-волна. Первый свой концерт дал Юра Шевчук с группой «ДДТ», прошел первый городской рок-фестиваль. К этому времени я организовал группу «Летучая мышь», которую в городе уже знал каждый, кто интересовался музыкой. Мы стали лауреатами того фестиваля, даже получили грамоты от ВЛКСМ. Казалось, открывались большие перспективы. Но потом всем как-то резко стало не до музыки, нужно было думать о выживании. Многие мои знакомые ушли в бизнес, другие поступили в университет и параллельно работали в ночные смены. Я решил, что со своего пути не сверну. Немного изменив состав, я запустил проект Outrider. Поначалу мы мало выступали. Но постепенно копился авторский материал, который в 1996 году вылился в пластинку. С ее записью нам помог звукооператор Илья Пилюгин. Мы сделали маленький тираж и раздали друзьям.
Когда стало получаться зарабатывать музыкой?
Outrider не задумывался как коммерческий проект. Даже в лучшие времена в конце двухтысячных, когда мы играли в Yellow Submarine и Rock's, в деньгах мы не купались.
В конце девяностых я на три года уезжал в Петербург, а потом в Калининград, где работал на студии звукозаписи. Там я увидел, что такое рок-клубы.
Позже вернулся в Уфу, у меня появилась жена Анфиса, с которой я счастливо живу, кстати, уже 38 лет, позже родились дочь Ксения и сын Ян. Я продолжал работать звукорежиссером. Но желание выступать никуда не уходило. Как раз в то время саксофонист Олег Киреев стал проводить джем-сейшны и джазовые вечера в киноклубе «Братья Люмьер» при кинотеатре «Родина». Последовав его примеру, я поговорил с директором Татьяной Анатольевной Разиной, и она дала добро на выступление Outrider в клубе каждую пятницу.
Стали постоянными участниками городских праздников и одной из заглавных хард-групп в Уфе. В городе начала оформляться рок-тусовка. Наша авторская программа все это время пылилась на старых кассетах и ждала своего часа.
Как вы решили вернуться к этому альбому и выложить его на Apple Music?
В 2018 году мой хороший друг и известный уфимский журналист Шамиль Валеев подал идею сначала провести концерт в «Огнях Уфы», а потом оцифровать материал и выложить в сеть. Параллельно решили довести до ума новые вещи, которые появились за последние годы. Выпустили несколько синглов и теперь работаем над мини-альбомом. Сейчас в пандемию у нас снова пауза в выступлениях, но когда она закончится, мы вернемся на сцену. У Outrider открылось второе дыхание.
Что происходит с гитарной музыкой сегодня?
Она никуда не ушла, просто появилось много другой музыки, которая создается проще и быстрее. Тот же рэп: достаточно скачать сэмпл, начитать текст, и трек готов.
Следите за молодыми музыкантами?
Мои вкусы все равно тяготеют к року. С удовольствием слежу за сингерами и сонграйтерами Билли Айлиш и Аланом Рейнманом и американской группой Greta Van Fleet, продолжающей традиции Led Zeppelin. В 2019 году они получили «Грэмми» аж в четырех категориях – вот вам и подтверждение, что с рок-н-роллом все в порядке.
Текст: Оксана Ватаг
Фото: Евгений Кузнецов
Комментарии (0)