18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Поделиться:

Как скрипачка из Уфы стала играть в Санкт-Петербургской филармонии

Айсылу Сайфуллина – лауреат и дипломант музыкальных конкурсов всероссийского и международного уровня. Сегодня она играет в Заслуженном коллективе академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, а за ее плечами – гастроли в Европе, Азии, Северной Америке. Этой весной Айсылу планирует выступить в родной Уфе с сольным концертом.

Что значит быть скрипачом?

Это значит постоянно пребывать в концентрации и быть включенным в работу. У музыканта-исполнителя нет продукта его труда. У художника это – картина, у скульптора – изваяние в камне, у архитектора – здание. А музыкант творит здесь и сейчас. Для того, чтобы выйти на сцену и быть в форме, нужно быть подготовленным на 150%, как говорит мой профессор: чтобы даже в случае волнения и стресса ты играл на все сто. Если скрипач или любой другой исполнитель перестанет заниматься каждый день, он, в лучшем случае, остановится в развитии, а в худшем – откатится назад. Наша работа – это ежедневная рутина, словно ежедневная молитва с инструментом в руках. Это большой труд, и хорошим музыкантом можно стать, только если ты действительно любишь свое дело. Мир музыки сложен и прекрасен, и если кто-то думает о том, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу, то не думайте! Дайте ему шанс познакомиться с миром музыки, ведь если вы не откроете для ребенка эту дверь, он может никогда не постичь такой красоты, и это огромное лишение.

Когда в вашей жизни появилась музыка?

Я родилась в творческой семье. Мои родители – народные артисты РБ, и музыка для нас всегда значила много. Родители рано начали приобщать меня к музыкальной культуре. Когда в Сибае, где прошло мое детство, открылась музыкальная школа, родители приняли мой каприз – учиться там. А мой будущий педагог настоял на том, чтобы я поступила именно по классу скрипки, хотя я тогда думала о фортепиано.


Я не сразу прониклась скрипкой, но когда это произошло, мой мир изменился

За что вы любите скрипку?

Игра на скрипке – это своего рода микрохирургия. Она требует очень тонкого, трепетного отношения и полной отдачи от музыканта. Как говорил мой учитель, профессор Сергей Георгиевич Гиршенко: «Скрипка не прощает лени». И это действительно так: в какой-то момент инструмент обнажает не только все твои эмоции и богатый внутренний мир, но и недоработки – от скрипки ничего не скрыть. Это удивительное чувство. Да и сам характер скрипки такой, какого нет ни у одного другого инструмента. Взять хотя бы диапазон ее звучания: от нежного и вкрадчивого шепота до очень ярких эмоционально окрашенных нот, уходящих в густой бархатный тембр. Будто тончайшая арабская вязь, звуки скрипки окутывают меня своей магией. Спустя годы, сегодня я выступаю на одной сцене с выдающимися музыкантами мира, но до сих пор слушаю их игру на скрипке с замиранием сердца и ощущаю себя свидетелем чуда.

Что вы считаете вашим первым большим достижением в профессиональном русле?

Думаю, это мое первое выступление на международном конкурсе в Болгарии в 2002 году. Мне присудили третье место, и это стало для меня мощным стимулом к тому, чтобы продолжать развиваться в профессии. Прежде на сцене я чувствовала себя робко и не в своей тарелке, а в детстве у меня даже дрожали коленки: до сих пор помню этот ужас и холодные ладошки перед экзаменами! А после конкурса я вдруг поняла, что могу соревноваться с такими же, как и я, подрастающими музыкантами, я могу играть не хуже других! Конкурсы очень мотивируют! Жизнь музыканта – это постоянная рутина и ежедневное оттачивание ремесла, которые иногда утомляют, особенно – ребенка. И когда происходит такое значимое событие в профессиональной жизни маленького музыканта, это, конечно, очень вдохновляет к покорению новых высот в искусстве.

Вы учились в Уфимской академии искусств, потом окончили аспирантуру Московской государственной консерватории. Работали в Государственном симфоническом оркестре имени Е. Ф. Светланова. Но что привело вас из Москвы в Петербург?

Помните знаменитый тест Анны Ахматовой? «Кофе или чай? Кошка или Собака? Мандельштам или Пастернак?» По всем трем пунктам я человек-петербуржец. Этот город мне близок по духу. Ну и, разумеется, здесь старейший маститый оркестр страны – Заслуженный коллектив России.


С гастролями я побывала уже более чем в сорока странах мира, а красивее и роднее Петербурга так и не нашла

У вас было много именитых преподавателей. Кто сыграл ключевую роль в вашем становлении?

Мне посчастливилось учиться у замечательных педагогов! Первым был профессор УГАИ Александр Абрамович Шисман, мой наставник и «музыкальный папа». Именно он научил меня внимательному и педантичному отношению к инструменту: не просто виртуозно бегать пальчиками по грифу, но думать, о чем ты играешь, и стремиться передать энергетику момента зрителю. Александр Абрамович задал очень высокую планку для меня, как музыканта. Другой великолепный педагог, повлиявший на мое становление – Сергей Георгиевич Гиршенко, профессор Московской консерватории. Великолепный скрипач, один из крупнейших солистов своего времени и абсолютный фанат своего дела, который не допускал ни малейшей фальши: не только музыкальной и интонационной, но и эмоциональной. Предельная правдивость, искренность, отдача на 100% – вот такие они, мастера русской скрипичной школы. Я до сих пор поддерживаю отношения с моими учителями. Когда приезжаю в Уфу или в Москву, всегда звоню им, делюсь новостями, прошу совета, а если есть возможность, прихожу на занятия. И получаю огромный заряд энергии от таких встреч.

Расскажите о коллективе, в котором вы сейчас играете.

Это Заслуженный коллектив России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Главный дирижер – легендарный Юрий Хатуевич Темирканов. ЗКР – один из старшейших коллективов с богатой историей и потрясающим репертуаром. Не менее примечательно место, в котором оркестр располагается – прекрасный зал дворянского собрания в центре Петербурга, историческое здание неописуемой красоты. Даже находиться в нем – это уже эстетическое наслаждение. Для меня это не иначе как храм музыки. Коллектив очень востребован и много гастролирует, мы играем с лучшими дирижерами и солистами современности.

Русская скрипичная школа была прославлена на весь мир. А сегодня у нее есть свое лицо?

Сегодня наши музыканты рассыпаны по всему миру. Многие в разное время иммигрировали за границу и живут теперь в Европе и США. Но свое лицо, конечно, есть. Принято считать, что российская скрипичная школа – это безоговорочная преданность ремеслу, виртуозное, филигранное владение инструментом, эмоциональный накал и глубокий художественный смысл. Примерно так ее описывают в Европе или Азии. Мне достаточно сложно судить, я ведь смотрю на это изнутри, а потому могу быть не вполне объективна. Но мне хочется верить такому определению. И я всегда с гордостью читаю рецензии о наших гастролях в американских и европейских изданиях. Я думаю, для российского музыканта важно не просто математически точное исполнение, но, прежде всего, тонкое чувствование момента, самоотдача и ощущение неповторимости действа, которое свершается здесь и сейчас на глазах публики.

Как вас встречает публика в разных странах?

Публика очень разная – не только за рубежом, но и внутри нашей страны. На мой взгляд, самая рафинированная публика – это петербуржцы. Они вряд ли будут аплодировать стоя, настолько они искушены Эрмитажем, Русским музеем и пропитаны духом этого прекрасного города. Москвичи более охотно выражают свои эмоции. А вот американцы реагируют очень искренне, словно дети. Они вскакивают со своих мест с овациями и криками «Браво!». У них даже есть такое выражение, Standing Ovation – когда публика настолько под впечатлением, что приветствует оркестр стоя. И так было на протяжении всего нашего американского тура. В Азии публика деликатная, но когда концерт завершается, они не жалеют своих рук. Именно они выстраиваются в самые длинные очереди за автографами музыкантов. Так что, выступая в Корее или Японии, крупные солисты и дирижеры задерживаются после концерта на пару часов для автограф-сессии и фотографий со зрителями. Что интересно, японцы, например, могут следовать за любимым оркестром или солистом из города в город, снова и снова слушать одну и ту же программу.


Так они выражают свою любовь и преданность любимому исполнителю

Какую музыку слушаете вы?

Я люблю джаз, классический рок. В современной музыке мало ориентируюсь. Но самая любимая музыка, конечно, классическая. Здесь я не буду оригинальной. Весь Чайковский, Третья симфония Бетховена, Симфонические танцы Рахманинова, Бах, Моцарт – все великие мастера.

Что для вас главное в жизни?

Любовь, в широком понимании. Я верю, что человек рожден, чтобы делиться и обмениваться любовью с другими людьми. И не важно, речь идет о двух людях, отношениях в семье, в коллективе, или же о взаимодействии художника, творческого человека со зрителем. В своей профессии я бы хотела больше успевать, продолжать совершенствоваться и пополнять свой репертуар любимой музыкой. Надеюсь, весной мне удастся выступить с сольным концертом в родной Уфе. Приходите!

Текст: Оксана Ватаг

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: