В День российского кино мы узнали у режиссера, эксперта в киноиндустрии и директора фильма, в кризисе ли отечественное кино, и попросили посоветовать фильмы для тех, кто скептически относится к российскому кинематографу. Получился отличный список фильмов для просмотра.
Булат Юсупов, кинорежиссер |
Главная современная особенность развития киноиндустрии в том, что все больше размывается граница между любительским и профессиональным кино. Я бы сказал, что кинематограф становится доступным для простых людей: сегодня снять короткометражку может любой начинающий режиссер.
Но в мире бизнеса очень большую роль играют окупаемость и кассовые сборы картины. С точки зрения киноязыка, экспериментов сейчас очень мало: нет поиска нового слова. Российский кинематограф пытается копировать успешные проекты Америки: после фильмов Тарантино в России начали снимать похожие картины. Советская же кинематография принесла миру качественное авторское кино и великие имена. Мне кажется, что российская киношкола, к сожалению, потеряла связь с советской, и это основная проблема: если бы сейчас у нас были последователи Леонида Гайдая, Александра Алова, Владимира Наумова, Сергея Герасимова, Андрея Тарковского, Сергея Бондарчука и других советских режиссеров, наша кинематография обрела бы более осмысленное содержание.
Из российских режиссеров очень ценю Алексея Балабанова и Павла Лунгина. У Лунгина хороши и советский, и российский этап творчества. Мне кажется, эти люди сохранили и свое авторство, и особенности советской киношколы. Мои любимые фильмы, скорее, тоже советские. Мне нравятся картины «Бег» Владимира Наумова и Александра Алова, «Летят журавли» Михаила Калатозова, и фильм «Андрей Рублев» Андрея Тарковского.
Сергей Бархатов, ведущий программы «Кинофреш» на UTV |
Российское авторское кино на протяжении примерно пятнадцати лет переживает хорошие времена. Достойных российских фильмов много, но нам не хватает сегмента сильного коммерческого кино – как раз оно сейчас, безусловно, в упадке. Коммерческое кино представлено фильмами, которые позиционируются как блокбастеры, иногда – как картины на патриотическую тематику, выезжающие на достижениях советского прошлого.
Я люблю фильмы «Морфий» и мелодраму «Мне не больно» режиссера Алексея Балабанова. Еще мне нравятся дилогия «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Коктебель» и «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Из комедий отмечу «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина и «День радио» авторства «Квартета И». Также я люблю фильм «Живой» Александра Велединского: это не веселая картина и, видимо, дело в какой-то магии, но я ее пересматривал несколько раз. Еще я большой фанат альманаха, который состоит из короткометражек, объединенных неким сюжетным каркасом. Это «Рассказы» Михаила Сегала, талантливого клипмейкера, который в какой-то момент подался в кино. Фильм, хоть и снят в 2012 году, до сих пор актуален для современной России.
Мой любимый режиссер – это советский, российский и американский мастер кино Андрей Сергеевич Кончаловский. Человек, который до сих пор снимает, получает за это награды и в Венеции, и в Каннах, в том числе за свои новые работы «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай». По совокупности заслуг этот человек, несмотря на свой преклонный возраст, один их самых трезвомыслящих и тонко чувствующих режиссеров.
Эпохи в российской киноиндустрии не было: было кино девяностых и начала нулевых, которого было мало – но впоследствии оно и стало классикой. По большей части в нее вошли первые фильмы Алексея Балабанова, фильм Павла Чухрая «Вор» и «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина. Тогда же был снят «Бумер» Петра Буслова. Альманах «Короткое замыкание», который вышел чуть позже, в 2009 году, подвел некий срез талантливых режиссеров одного времени. Это сборник короткометражек о любви в понимании одного из режиссеров. В этом альманахе участвовали работы Бориса Хлебникова, Кирилла Серебренникова, Петра Буслова, Ивана Вырыпаева и Алексей Германа младшего. Все они – до сих пор талантливые авторы.
Людям, которые скептически относятся к российскому кино, я советую посмотреть фильмы «Неадекватные люди» и «Гуляй Вася!» Романа Каримова, фильмы Виктора Шамирова – «Со мною вот что происходит» и «Игра в правду», а также «Возвращение» и «Елена» Андрея Звягинцева. Думаю, многие, видели и высоко оценили фильмы Юрия Быкова «Дурак», «Майор» или «Завод». Фильмы Василия Сигарева «Волчок», «Жить» и «Страна ОЗ» – на любителя, но посмотреть их также стоит. Еще недавно в прокат вышел фильм «Бык» дебютанта Бориса Акопова, который получил главный приз на «Кинотавре»: это криминальный боевик с элементами комедии про девяностые.
Алина Шакирова, директор фильма киностудии «Башкортостан» имени Амира Абдразакова |
Мои любимые российские фильмы – это, в первую очередь, классика. Например, работы Леонида Гайдая:«Кавказская пленница» и «Операция Ы». Очень люблю фильм «Я шагаю по Москве» с тогда еще молодым Никитой Михалковым и «Вам и не снилось» Ильи Фрэза. Эти фильмы идеальны как шедевры художников эпохи Возрождения: каждая секунда и каждый кадр выверены, диалоги совершенны. Заметьте, миллионы людей смотрят их десятки раз, и им не надоедает! Мне кажется, не обязательно заканчивать ВГИК или институты кино – достаточно пересматривать лучшие советские фильмы, чтобы получить профессиональное режиссерское образование.
В последнее время у нас в республике тоже появилось довольно много фильмов, которые действительно стоит посмотреть: «Первая республика», «Из Уфы с любовью» Айнура Аскарова и его же новый фильм «Отряд Таганок», который выходит в прокат в октябре. Айнур каким-то невероятным образом смог передать неуловимое ощущение деревни – запах перины из гусиных перьев и мокрого дощатого пола.
Кстати, секретов в кинопроизводстве миллион: кино было и остается особым миром, который живет по своим законам, а его главная задача – подарить зрителю ту самую сказку, что так часто не хватает в обычной жизни. Например, во время съемок фильма «Саптар» мы создали искусственную луну: пригнали кран и повесили специальный осветительный прибор, который освещал пол-леса. Есть традиция: перед началом съемок покупается тарелка, на которой расписываются все люди на площадке, потом тарелка разбивается, а осколки съемочная группа разбирает на память.
Эпоха, которая бы принесла миру главные шедевры российского кино, еще не наступила, но сегодня мощным фронтом выходит вперед региональное, национальное, этническое кино. Якутия, Бурятия, Татарстан, Башкортостан начинают снимать фильмы, которые уже не стыдно показывать в широком прокате. Режиссеры из самых глухих уголков страны оттачивают мастерство, придумывают новые ходы, ищут реально интересные истории. Более того – представители региональных киностудий вполне серьезно выходят на международный рынок, и там их принимают вполне благосклонно. Даже больше – может быть, уже завтра имя бурятского или башкирского режиссера может прогреметь на весь мир, как это было с Тайкой Вайтити после выхода на экраны фильма «Реальные упыри».
Текст: Карина Муллагильдина
Комментарии (0)