18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Режиссер «Первой республики» Булат Юсупов: «Мне интересно размышлять об истории»

У нас есть группа во «ВКонтакте»! Подписывайтесь, и узнавайте обо всем самом интересном, что происходит в Уфе и в мире!

К празднованию столетия создания Башкортостана кинорежиссер, член Союза кинематографистов России Булат Юсупов снял полнометражный художественный фильм «Первая республика», который вошел в программу 41-го Московского международного кинофестиваля.

В вашей фильмографии уже были исторические фильмы. В 2017 году вышла лента «Бабич». Почему вас привлекает именно это направление? 
Мне интересно размышлять об истории. У 30-40-х годов прошлого века, к примеру, особенная фактура, что подтверждают многочисленные исторические, архивные данные, фотографии, книги, газеты того времени. О современных реалиях снимать сложно, поскольку мы не можем взглянуть на них со стороны, а здесь есть возможность разложить все по полочкам. С одной стороны, это время рождения новых стилей, жанров и веяний в искусстве. За каждой свежей идеей, большим делом стояла личность и вложенные ею усилия. О таких выдающихся героях мы и рассказываем в ленте «Первая республика». Они были подвижниками и создавали будущее. При этом время сталинизма, репрессии стало переломным. Просто подумайте, что происходило с людьми в 30-е годы. В одну ночь расстреляли 44 видных деятеля, лишили жизни всю башкирскую элиту. Мы должны об этом говорить, чтобы осознать произошедшее. 

В этом ваша миссия? 
Мне очень важно, чтобы люди знали и понимали происходящее. Исходя из этого, мы ставили задачу – вскрыть из архивов и книг те факты истории, что закрыты для большинства аудитории. Наверно, моя миссия в том, чтобы рассказывать зрителю о нашей истории и таким образом популяризировать местную культуру и ее героев. Если люди будут больше узнавать о них, проникнутся их историей, им будет проще понять смысл и назначение нашей жизни. Да, можно просто сказать: «У нас были великолепные, умные люди», и кому-то этого достаточно. Но кинематограф – более эмоциональная форма общения. И, если мы хотим, чтобы публика прочувствовала эпоху, прониклась судьбами людей, стала сопереживать, искусство необходимо. Главное – сделать это доступно, красочно и интересно. 


Можно просто сказать: «У нас были великолепные, умные люди», и кому-то этого достаточно. Но кинематограф – более эмоциональная форма общения

Как вы определяете жанр своей картины? 
Сегодня сложно однозначно определить, к какому жанру относится тот или иной проект. Один и тот же фильм может быть и комедией, и триллером, к примеру. Тема довольно запутанная, и по структуре сложная. Вообще я не мыслю категориями жанров, поскольку не снимаю жанровое кино. В работе над фильмом мы больше зависим от конкретных событий, которые нужно донести до зрителя. Если я снимаю кино для жителей республики, конечно, приходится оперировать местной историей и местными героями. 
При просмотре исторической драмы зрители и критики уделяют особое внимание сценарию, а точнее фактам. 
Все-таки искусство – это не реальность, это ее отражение в образах. В кино мы мыслим не только документальными фактами, мы лишь берем их за основу и даем свое отражение. Что касается сценария, мне было даже легче. Как только я увидел спектакль «10 июля – и день и век» Гульсасак Саламатовой и Тансулпан Бабичевой, понял, что нашел для себя драматическую конструкцию. Нам уже ничего не нужно было придумывать. Наоборот, приходилось многое сокращать. Например, не раскрыты в полной мере судьбы поэта Габдуллы Амантая и актрисы Зайтуны Бикбулатовой. Но мы шли на компромисс в части психологизма и глубины описания персонажей, брали только выжимки из их судеб, поскольку должны были создать мозаику, дать представление. 

Ваши следующие проекты будут также связаны с историей? 
Думаю, по посылу будущие ленты будут примерно в том же направлении, но как режиссерская работа это будет что-то новое. В картинах «Бабич» и «Первая республика» темы и цели были примерно схожи, но творчески это совершенно разные проекты. 
Я считаю, что имею почерк в работе, имею определенное лицо в республиканском кинематографе, поэтому снимаю то, что мне хочется. Наверно, работая в Москве или Санкт-Петербурге, я бы имел комфорт в плане техники и финансов, но делать то, что нужно кому-то, не мой стиль.

Текст: Эвелина Габдрахманова
Фото: Евгений Кузнецов, архивы пресс-служб.

Материал из номера:
Апрель 2019

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: