18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Знакомьтесь, Мурад Ногмов – режиссер из Уфы, автор клипов L’One и рекламных роликов для Adidas и «Яндекса»

В Северной Осетии состоялись съемки лиричной комедии «Старый орел» с Павлом Деревянко и Надеждой Михалковой в главных ролях. Это первая полнометражная работа режиссера из Уфы Мурада Ногмова, который за свою карьеру снял несколько клипов для рэпера L’One, а еще рекламные ролики для гигантов мирового бизнеса: Adidas, Beats by Dre, Mazda, Coca-Cola, «Сбер» и «Яндекс». Мы поговорили с Мурадом о его дебюте и личном опыте, Кавказе, работе с актерами – и о том, как достучаться до зрителя и не изменить себе.

Мурад Ногмов

Мурад Ногмов

Мурад Ногмов

Мурад Ногмов

Ты родился в Уфе – довольно отдаленном от центра кинематографической жизни регионе. Как пришел в профессию?

Все началось с детства: тогда я смотрел много разных фильмов, в частности советских. В 2003 году мы с родителями переехали в Петербург, где все было пропитано творчеством и духом свободы – я методом проб и ошибок самостоятельно пришел к тому, что работа с чем-то творческим и визуальным мне нравится больше, чем точные науки. Сначала фотография, затем съемки видеороликов, параллельно учеба в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. И уже как финал – переезд в Москву, где все эти поиски и эксперименты уперлись в одну единственную форму самовыражения – съемку рекламных роликов и музыкальных клипов. А теперь еще и кино.

Прямо сейчас ты работаешь над новым проектом – дебютным полнометражным фильмом «Старый орел». Расскажи, о чем эта история.

Во-первых, это осетинская история, сотканная из десятка реальных случаев и обстоятельств. По сюжету главный герой – пожилой дедушка – пытается всеми силами сохранить исчезающее высокогорное село, которое власти хотят ликвидировать. Тема не новая, но актуальная: за 20 лет в России исчезло почти 30 тысяч деревень и сел. Все это смотивировало нас снять такое кино.

Во-вторых, тема фильма и история очень личные для авторов Таймураза Бадзиева и Давида Цалаева – они же генеральные продюсеры нашего проекта. Когда прочитал сценарий, во мне что-то отозвалось: понравилась искренность и то, как авторы с любовью отзываются о каждом персонаже. «Старый Орел» – кино о любви, семейных узах, справедливости и о тех местах, в которых ты родился и вырос. Иными словами – о корнях.

Дмитрий Ткаченко, Мурад Ногмов, Георгий Торвич

Дмитрий Ткаченко, Мурад Ногмов, Георгий Торвич

Павел Деревянко

Павел Деревянко

Съемочная площадка в горах Северной Осетии

Съемочная площадка в горах Северной Осетии

Дмитрий Ткаченко, Мурад Ногмов, Павел Левкин

Дмитрий Ткаченко, Мурад Ногмов, Павел Левкин

В главных ролях «Старого орла» – Павел Деревянко, Надежда Михалкова и Алик Караев. Состав абсолютно звездный, как проходил кастинг?

Наша история «персонажная» и держится на органике и харизме буквально каждого героя. При этом главные персонажи – осетины, так что поиск актеров на основные роли был чудовищно сложным. Главного героя мы искали сначала в Осетии, затем в Кабардино-Балкарии, Армении и Грузии. Изначально Алика Караева (исполняет роль дедушки) рассматривали на другую роль, но в последний момент решили все переиграть и провели с ним пробы на главного персонажа – я ни на секунду не пожалел, что мы взяли его. Он великолепный человек, очень хороший актер, который дал этому фильму стержень, глубину и магию. Других актеров мы искали также кропотливо, «прочесывая» все театральные труппы. Так я нашел Павла Левкина на роль сына главного героя. Паша – метис, поэтому его типаж был кстати.

Какие-то актеры были не осетины, но мы сознательно шли на это. Северная Осетия – многонациональная республика, и на роль Семена искали фактурного ставропольского парня из южного региона. Им оказался Павел Деревянко. Работа с актером такого уровня – настоящее удовольствие: порой я хотел делать больше дублей, только чтобы посмотреть за его игрой. Многие думают, что Паша – везде одинаковый или играет самого себя, но это не так. Если дать ему нетипичную для него роль, то он сыграет хоть маньяка, хоть депрессивного шведского композитора: просто с Пашей, как и с любым другим актером, надо работать и разбирать персонажа – все исходит от режиссера. У Надежды Михалковой роль небольшая, но очень точная. Она своей теплотой, мягкостью и спокойствием сглаживает наше «щетинистое» и порой излишне мужское кино. С Надей у нас не было проб, просто встретились, я рассказал ей историю и она согласилась со словами: «Мне абсолютно все понятно, не переживай». Ну и, конечно, фишкой в нашем кино стал дуэт двух внуков главного героя – Иса и Миша просто чудесные ребята, которые своей непосредственностью украшают даже самую простую сцену. Если резюмировать, то поиск актеров был самым сложным этапом.

Таймураз Бадзиев, Павел Деревянко, Мурад Ногмов

Таймураз Бадзиев, Павел Деревянко, Мурад Ногмов

Надежда Михалкова

Надежда Михалкова

Алик Караев

Алик Караев

Павел Левкин

Павел Левкин

Съемки твоего фильма проходят в Северной Осетии, где было уже несколько российских режиссеров: Кантемир Балагов, Кира Коваленко и другие. Откуда, на твой взгляд, такой интерес к Кавказу?

Сложно сказать, даже несмотря на то, что я наполовину кабардинец. Думаю, Кавказ таит в себе много интересных загадок, тайн и тем для размышления. Это пространство, где сталкиваются противоположные силы: красота и жестокость, свобода и границы, традиции и современность. Через Кавказ многие режиссеры, не только Кантемир и Кира, но и Балабанов, Бодров, Данелия рассказывали о вещах, выходящих далеко за пределы самого региона, но при этом проникающих в самые глубинные слои человеческой природы и общества. Мы в нашем фильме старались отразить и подсветить какие-то незнакомые для большинства людей темы, увлечь их и заинтересовать. Другой вопрос, что и помимо Кавказа в России есть десяток таких регионов и республик, богатых другими, не менее яркими и глубокими темами, о которых необходимо говорить и стоит снимать кино. Надеюсь, в этом плане мы когда-нибудь уйдем за пределы Центральной России.

Какого приема ты ожидаешь от широкой аудитории? С одной стороны, твой фильм – лиричная семейная комедия, что-то жанровое и массовое. С другой – нестандартная авторская драма.

Прокат покажет. Хочется, чтобы зритель вышел после фильма со светлым чувством.

Можешь ли ты вспомнить веселые или опасные ситуации во время съемок?

Мы снимали летнюю историю уже под конец теплого сезона, и главным нашим опасением было, что вот-вот выпадет снег и придется переносить съемки. Этого не случилось, но зато мы застали золотую осень, что только улучшило фильм визуально.

L'One - 7 дней в деле. Реж. Мурад Ногмов

До дебютного фильма ты работал с артистом L’One, хоккейным клубом «Трактор» и снимал рекламу популярным зарубежным и отечественным компаниям: Adidas, Beats by Dre, Mazda, Coca-Cola, «Сбер», «Яндекс», ВТБ, «Лада». Сильно ли съемки полного метра отличаются от твоей привычной работы в рекламе и в клипах?

Этап клипов пройден, и пока я не готов снова с ними работать. А реклама – это когда тебя за 30 секунд убеждают купить шампунь, который перевернет твою жизнь. Кино же – это когда за два часа ты начинаешь верить, что тот же шампунь спасет мир, но не сразу, а через серию мучительных перипетий и обстоятельств. Если сравнивать подход к работе, то в рекламе многие вещи доведены до автоматизма, и скорость, с которой решаются задачи, порой молниеносная, потому что сроки сжатые. В кино все иначе – чуть размереннее, что очень напрягало поначалу. Но работать с камерой, драматургией и актерами в полном метре, конечно, приятнее и лучше. Совсем другое погружение в процесс – это затягивает, увлекает.

Работа с музыкальными клипами и рекламными роликами дала тебе навыки, которые пригодились на съемках фильма?

Определенно да. Опыт в рекламе, особенно в сложных проектах, настраивает на то, что нет ничего невозможного. Мы на съемках перекрывали целые улицы, делали зиму летом, рисовали в компьютере ликующих людей на стадионе. С таким ремесленно богатым опытом чувствуешь себя чуть проще в кино. Но работа с актерами отличается кардинально, где-то приходилось чему-то учиться, у кого-то спрашивать совета и так далее.

Павел Левкин, Михаил Шульц, Ива Новиков, Мурад Ногмов

Павел Левкин, Михаил Шульц, Ива Новиков, Мурад Ногмов

Иса Новиков, Михаил Шульц

Иса Новиков, Михаил Шульц

В 2012 году ты окончил Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения – как скоро после выпуска начал брать коммерческие проекты? А главное, в какой момент в твоей жизни появился L’One?

После окончания вуза я какое-то время жил наивными мечтами, что теперь буду снимать классные ролики. Но в первые несколько лет после выпуска понял, что в Петербурге нет рекламной индустрии, нет того уровня – и все классные парни, даже те, кто учился со мной, например, режиссер серий фильмов про Майора Грома Олег Трофим, давно уехали в Москву и снимают классные клипы и рекламу. Я собрал вещи, переехал в столицу, стучался во все двери, делал сайт – в итоге первая реклама для Hotpoint Ariston пришла через четыре месяца, затем случился случайный Adidas и полетело. С Леваном (L’One) познакомились на съемках рекламы KFC: на площадке мы много шутили, обсуждали музыку, фильмы, фотографию, а спустя время он позвал снимать клип, а потом еще один и еще. Было славное время.

Ты – режиссер одного из самых популярных клипов L’One «Черный умеет блестеть». Разумеется, работа сделана в мрачных тонах, но в какой-то момент кажется, что у черного цвета безграничное множество граней и оттенков. Как определяешь визуальный стиль своих проектов? И какие элементы – самые важные?

Стараюсь снимать истории про людей и для людей: мне важно, чтобы все крутилось вокруг личности – что в рекламе, что в клипе, что в кино. Никогда не гнался за визуальным аттракционом, скорее наоборот, мне интересно работать с простой формой, с повествованием. Все это можно назвать одним словом – киноязык. Самый важный элемент? Наверное, искренность. Если делать от души и от сердца, то все равно, что ты делаешь – зритель это увидит и почувствует.

Даши Аюров

Даши Аюров

Федор Прудцев, Алексей Тягичев, Павел Филимонов

Федор Прудцев, Алексей Тягичев, Павел Филимонов

Получив не только приличное количество наград за свои клипы и рекламные ролики, но и статус одного из лучших коммерческих режиссеров, ты пришел в большое кино. Что побудило к этому?

Желание поговорить со зрителем на темы, которые волнуют меня и общество. Для меня кино – своего рода вызов, эксперимент и терапия. Что из этого выйдет – время покажет. Дени Вильнев годами искал свой путь и свой язык самовыражения. Но останавливаться не собираюсь, есть желание снять как минимум три истории, которые сейчас пишутся.

Какая индустрия тебе все-таки по-человечески ближе?

Семья.

Ты – очень плодотворный режиссер. В отпуске бываешь?

Не сказал бы, что я много снимаю, поверьте, есть ребята, которые работают почти без выходных. Стараюсь держать баланс между семьей, встречами с друзьями, игрой в приставку и съемками. Отпуск случается, но нечасто.

Промо для хоккейного клуба «Трактор». Реж. Мурад Ногмов

Ты уже давно живешь в Москве, центре кинематографической тусовки. И все же твой родной город – Уфа. Часто бываешь дома?

Хотелось бы чаще. Сильно скучаю по родному Телецентру, по Чишмам, в которых вырос. Радует, что родные и родители часто бывают в Москве, не дают скучать.

Куда первым делом идешь, оказавшись в Уфе? Есть любимые локации?

Самая любимая локация – баня у родителей, затем уже Телецентр, «Гостинка», «Арт-Квадрат». Небольшое путешествие вокруг 35 школы и сразу в Чишмы на несколько дней. Чишмы – это место силы, там ненейкин дом, все как в детстве.

А как оцениваешь уфимскую арт-тусовку? То, что Уфа – столица русского рэпа, никто спорить не станет, а что насчет кинематографа: есть ли талантливые авторы, за которыми стоить следить?

Если говорить в целом про творческих людей, то есть такой замечательный и талантливый саунд-продюсер и композитор Дим Муратов. Если режиссер, то Роман Каримов – очень жду от него чего-то громкого и классного. Ну и Айнур Аскаров, самобытный и аутентичный режиссер – кстати, учились вместе.

Есть проекты, кроме «Старого орла», над которыми ты работаешь сейчас?

Да, это интервью. Оно оказалось прям проектом для очень ленивого меня. Но мне понравилось, спасибо за вопросы, было интересно. Если говорить про кино, то время покажет, поэтому ставьте колокольчики, подписывайтесь, что там еще надо делать? Короче, вы поняли.

  

Текст: Евгения Лунина

Фото и видео: личные архивы Мурада Ногмова и пресс-службы MEM Cinema Production

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: