18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Режиссер Булат Юсупов: «Переосмысление истории важно, чтобы снять пристальное внимание с этого периода и двигаться дальше»

Кинокартина «Дневник поэта» стала завершающей частью исторической трилогии кинорежиссера и лауреата премии «ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» –2024 Булата Юсупова. Картина уже вышла за пределы республиканского значения: завоевала награду 25-го Всероссийского Шукшинского кинофестиваля и получила специальный диплом жюри XVI Чебоксарского кинофестиваля.

Булат Юсупов

Булат Юсупов

«Дневник поэта» — это ведь не просто исторический фильм о прошлом нашей республики, а нечто большее?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно затронуть всю трилогию. «Бабич» — фильм об основателях нашей республики. Чтобы понять, где мы сейчас, куда движется наш народ, нужно понимать, кто мы, кто был у истоков. Для чего и в каких обстоятельствах возникла республика? Мне было важно в этом разобраться и рассказать другим.

Фильм «Первая Республика» — о том, что культура должна быть в основе любого общества. Ведь именно культура устанавливает стандарты ценностей, на которые ориентируется люди. В конце концов, она устанавливает определение слова «человек».

«Дневник поэта» — о важности личностного выбора, самоопределения. Рами Гарипов – поэт, который жил в непростую эпоху, но сумел вопреки всему остаться верным самому себе. Это действительно масштабная фигура с академическим мышлением. Он первым из башкир окончил Литинститут им. М. Горького. Системно занимался изучением культуры, в том числе мировой. Он не только создал национальную поэтическую школу, но и насыщал ее мировой культурой. Был поэтом, критиком, журналистом, переводчиком, занимался исследованиями фольклора. Помимо того, он дал крылья многим молодым поэтам, которые заслуженно считали его наставником.

Трейлер фильма «Дневник поэта»

Были отзывы, что фильм не совпал с ожиданиями зрителей?

Многие хотели, чтобы я сделал фильм таким, как они видят. Отверженные властью видели в нем мученика и изгоя, националисты хотели увидеть себе подобного. Но это очень смешно. Это означает, что люди не понимают смысл искусства. Искусство — это всегда личное высказывание.

Рами Гарипов, бесспорно, был масштабной фигурой. Но это следствие. А причина — он оставался человеком. Он слушал себя. В условиях коллективного разума занимался индивидуальным развитием. Мне было интересно изучить и показать эти аспекты его жизни.

Его биография в какой-то степени схожа с моей. Я тоже первый из башкир окончил игровую мастерскую во ВГИКе, был в числе основателей башкирской игровой кинематографии, сталкивался с различными сложностями. Тем не менее, старался оставаться верным себе. Очень жаль, что о поэте все еще не снят большой документальный фильм. Люди должны знать его реальную историю, прежде чем увидеть в образах.

Откуда у вас интерес к исторической тематике?

История Башкортостана требует переосмысления. Я это попытался сделать в фильмах «Бабич» и «Первая Республика». Тем не менее, в центре моих картин всегда остается человек, его судьба. Это видно по «Дневнику поэта».

Переосмысление истории важно, чтобы снять пристальное внимание с этого периода и двигаться дальше. Все время замыкаться на прошлом не стоит. Пусть оно будет в виде картин, спектаклей, песен, живописи и архитектуры. А мы будем жить сегодняшним и будущим. Некоторые башкиры не могут отойти от образа жертв, мучеников, гонимых судьбой и властями. Они забывают, что в нашей истории много примеров и других людей — успешных творцов и созидателей.

В этом году вы планируете снять еще один исторический фильм. Расскажите о нем.

В 2021 году в мою кинолабораторию пришла драматург Бану Кагарманова, она написала сценарий фильма «Фарзана идет на запад». В июле-августе этого года планируем приступить к съемкам. Сейчас у нас подготовительный этап — кастинги, читки, репетиции, выбор локаций.

Эта история об учалинских подростках, которые в 1944 году стали участниками перегона коров. Они пешком прошли более 2000 км через весь СССР до деревни под Харьковом. Фильм мы планируем снять для молодежной аудитории. Я пробую себя в более зрительском кино — это в какой-то степени для меня эксперимент.

Кадр из фильма «Бабич»

Кадр из фильма «Бабич» 

Кадр из фильма «Бабич»

Кадр из фильма «Бабич» 

Кадр из фильма «Бабич»

Кадр из фильма «Бабич» 

Искусство — это всегда личное высказывание.

В фильме поднимается вопрос личной инициативы человека. Для молодежи сейчас это актуально. Через картину я хочу показать, как дети брали на себя ответственность в самых сложных ситуациях в тылу во время Великой Отечественной войны.

Для меня важно не только чтобы была качественная режиссура. Я снимаю для того, чтобы эти картины имели прикладное значение, чтобы зрители, посмотревшие их, находили силы внутри себя и с этими ощущениями двигались дальше. Чтобы образы, примеры, образцы из фильмов применяли в реальной жизни.

Текст: Минзаля Аскарова

Фото: Яна Минигалина, Андрей Иванов

«Уфа.Собака.ru» благодарит за поддержку партнеров премии
«ТОП 30. Самые знаменитые люди Уфы» — 2024:

Федеральную аптечную сеть «Фармленд» 

Группу компаний «Стратег» с жилыми комплексами «Холмогоры» и New Bridge

VERRA «Альфа-Сервис» — официального дилера премиальных внедорожников TANK

Инвестиционную компанию «Цифра брокер» — одного из крупнейших российских брокеров

«World Class Уфа» - фитнес-клуб премиум-класса 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: