Звукорежиссер, оператор, режиссер монтажа, кинорежиссер киностудии «Башкортостан» им. А. Абдразакова и внук поэта Ханифа Каримова снял полнометражный мистический фильм «Камень батыров», придумал термин «башкирский неореализм» и пишет диссертацию по кинопедагогике.
Где родился и вырос будущий башкирский кинорежиссер Роман Пожидаев?
Мои папа и мама были геологами. Поэтому я родился далеко от Уфы – в небольшом поселке на берегу озера Байкал. Моя мама из семьи башкирской интеллигенции, дочь поэта Ханифа Карима. 19 августа 2000 года я посмотрел концерт, посвященный группе «Кино». После этого зрелища понял – хочу стать рок-гитаристом. (Улыбается.)
Позднее играл в пяти группах, самая первая создавалась еще в школе. Долгое время играл в своей группе под названием «Пупсы». Тогда Уфу смело можно было называть рок-столицей страны. Раньше было такое понятие, как «западло играть каверы», а сейчас все больше и больше музыкантов занимается только этим.
Любовь к музыке меня привела в студию звукозаписи, где я понял, что хочу стать звукорежиссером. Начал работу в студии «Снеговик». Там записывались многие музыканты Уфы, к примеру, Lumen свои первые три альбома записали именно там.
А как оказались среди киношников?
Однажды в студию пришла женщина и сказала: «Я сняла фильм, надо озвучить». Позднее пришел режиссер Булат Юсупов со своими фильмами, и я окончательно увлекся этим процессом.
В 2006 году поехал на съемки сериала «Тайны Аркаима». В главной роли снимался актер Сергей Селин, сыгравший легендарного Дукалиса в сериалах «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила». Чтобы озвучить его героя, мне пришлось поехать в Санкт-Петербург к нему прямо домой. Потом участвовал в создании фильма «Рахмат» Ануара Райбаева. Повидал всю эту кухню и подумал: «Почему не попробовать снять фильм самому?» Первая моя работа – документальная история.
Вы считаете себя опытным режиссером?
Как-то мой препод, известный документалист Александр Кривонос рассказал советский анекдот: «Молодой режиссер. Точка. 40 лет». В кинематографе всю жизнь учишься. От этого никуда не денешься.
Какой из ваших фильмов дался тяжелее всего?
Я не могу ни один из них так выделить. Каждый был по-своему тяжелым. Расскажу анекдот. Сын спрашивает отца: «Папа, тяжело режиссировать?» Тот отвечает: «Представь, вот ты едешь на велосипеде. И он горит. Горит все вокруг. Это и есть режиссировать».
Разные ситуации бывают. Это часть работы режиссера – быть готовым к таким ситуациям. У Тарковского в последнем кадре последнего фильма загорелись декорации, но ни одна из двух камер не включилась. Грейферные механизмы не сработали. Зато засняли в этот момент выражение лица Тарковского…
И потом, я ко всему отношусь как к большому эксперименту. Кино нельзя спланировать или спрогнозировать. Это как с музыкой: берешь гитару, и мелодия сама сочиняется. В этом и весь кайф творчества.
Летом состоялись съемки вашего нового полнометражного фильма. Расскажите о нем. О чем он?
Фильм называется «Камень батыров». Это мистическая комедия, где главный герой по имени Кинья – собирательный образ башкирских батыров – перемещается во времени и оказывается в современном мире. Фильм задумывался как гимноподобный, на национальную тему, но по итогу получился о любви.
В 2020 году я выиграл «Башкирский питчинг дебютантов» и снял короткометражку под названием «Шежере». «Шежере» несколько лет спустя превратился в полнометражный «Камень батыров».
Съемки фильма завершились, сейчас занимаемся постпродакшн. Думаю, на экранах «Камень батыров» появится уже к весне следующего года. Главные роли исполнили актеры Национального молодежного театра имени Мустая Карима Гульчачак Зарипова, Динислам Сафин, Ренат Фатхиев и Наиль Сафин из Йошкар-Олы. Авторы сценария – Марк Ковалев и Дамир Юсупов. Оператор – Ильдар Бикметов.
Как в киностудии решается, о чем и кто в этом году будет снимать фильм? Как устроен этот процесс?
Все начинается с заявки. Режиссер должен подать заявку. В худсовете они рассматриваются и составляется план на год.
Сейчас куча возможностей как для опытных, так и для начинающих режиссеров. Например, Фонд поддержки региональных кинематографистов дает 150 млн на производство документальных фильмов. Тот же фильм «Колобог» Руслана Римовича прошел конкурсный отбор дебютных проектов Института развития интернета и был успешно снят. Гранты, конечно, не всегда большие, но это лучше, чем ничего.
Если режиссер не состоит в киностудии, он тоже может принести свою заявку?
Да. Так и делают. Другой вопрос, что у многих проблема со сценариями фильмов. Многие начинающие режиссеры не задумываются над закономерностями построения структуры драматургического повествования. Они приносят сценарии, которые напоминают очерк или эссе. Конечно, существует понятие киноэссе и есть очерк на экране, но если мы говорим об игровом фильме, то там должна быть определенная структура. Все это написано в умных книгах. Не все режиссеры их читают. Конечно, лучше обратиться к профессиональным сценаристам, но и с ними проблема. Хороших киносценаристов у нас единицы, по пальцам одной руки можно пересчитать.
Вспомнился анекдот. Сидят две мыши в архиве Мосфильма, жуют пленки. Одна выплевывает и говорит: «Фу, а сценарий вкуснее был». Так что да, хороший сценарий еще и испортить можно.
Я придумал новый термин и назвал его «башкирским неореализмом». Неореализм — это направление в итальянском кинематографе, которое возникло в 1940-х гг. Режиссеры отказывались от павильонных съемок и выходили на улицы, имитировали документальный стиль (например, использовали естественный свет), а также привлекали к участию непрофессиональных актеров. А у нас просто нет денег. Взять, к примеру, фильм «Енмеш» Айнура Аскарова. Декорации – это то, что на самом деле происходит за окном.
Очень часто у нас любят использовать термин «первый башкирский фильм» не к месту. Так говорить уже давно неприлично, и даже пошло. Первый башкирский игровой фильм был снят 1972 году. В республике более полвека снимают фильмы. А мы все еще говорим о первых башкирских фильмах относительно работ современных кинорежиссеров.
Вы занимались музыкой, стали звукорежиссером, затем и кинорежиссером. Чем хотели бы заняться в будущем?
Хочу написать диссертацию по кинопедагогике. Это направление появилось сравнительно недавно, можно сказать, что и науки такой еще нет. Я закончил два университета – Башкирский государственный педагогический университет и Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Хочу объединять эти две профессии.
Мне нравится заниматься просветительской деятельностью, учить детей. Мы проводим кинолаборатории в разных городах России. В этом году я ездил в Заполярье. За одну-две недели дети должны пройти интенсивный, практический курс по основам режиссуры, а также усвоить навыки сценарного, актерского и операторского мастерства, узнать секреты музыки кино и монтажа. Затем мы с ними снимаем фильмы.
В Уфе кинолаборатории проводились только для взрослых. Союз кинематографистов Башкортостана несколько лет назад организовал «Сценарную лабораторию», лаборатории «Музыка в кино» и «Художники в кино». Также проводилась кинолаборатория «Молодое кино Башкортостана», по итогам которой несколько победителей смогли снять свои первые фильмы с профессиональной командой.
Тем нем менее, для детей еще ничего не проводилось. Идеи есть, но нет финансирования. Я думаю, этот вопрос решится в ближайшем будущем.
Вопрос напоследок. Какие фильмы посоветуете посмотреть нашим читателям?
«За пивом!» 2022 года. Удивительно, но его снял режиссер картины «Тупой и еще тупее». Фильм для тех, кто хочет подумать, поразмышлять. События в нем напоминают сегодняшние наши реалии.
Текст: Минзаля Аскарова
Фото: Ильшат Ахметов
16+
Комментарии (0)