18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

«Он мировой писатель, а я кто?»: как уфимский режиссер Рузиль Насибуллин экранизировал рассказ Стивена Кинга

Креативный директор телеканала UTV и автор множества рекламных роликов снял свой первый художественный фильм — по мотивам рассказа «Женщина в палате». Авторские права он купил за один доллар, а короткометражную ленту собирается отправить самому «Королю ужасов» Стивену Кингу. Мы поговорили с Рузилем о сложностях профессии, работе со звездой сериала «Универ. Новая общага» и проблемах современного кинематографа.

Рузиль Насибуллин

Рузиль Насибуллин

Расскажите, как вы пришли в режиссуру?

Еще в детстве я хотел быть актером, а потом понял: «Зачем играть роль, если можно создавать миры!» — так с ранних лет и начал всем говорить, что стану режиссером. Но жил я в Октябрьском: там не было ни кружков, ни режиссерских курсов, ни тем более высших учебных заведений в сфере кино. Пытался поступить в уфимский институт искусств, но не смог обучаться очно: тогда я работал слесарем-сантехником на заводе Lasselsberger Ceramics — помогал строить котельную, которая сейчас отапливает все помещения на производстве, а позже переквалифицировался в стекольщика (подготавливал материал при создании окон, в том числе резал стекла), совмещая это с мечтами о творчестве. Потом стал сервис-менеджером в «Уфанете», и в один день в офис приехал директор телеканала UTV, Виталий Дудка, с предложением перейти к ним — я согласился. Мне дали в руки камеру и сказали: «Снимай!». Начал с должности оператора, а потом перешел в уфимский продакшн: стал делать документальные фильмы, рекламные и социальные ролики.

Актер Константин Шелягин и Рузиль Насибуллин перед началом съемок

Актер Константин Шелягин и Рузиль Насибуллин перед началом съемок

Вы сняли много рекламных проектов, сейчас взялись за художественное кино. Уже поняли, в каком формате вам комфортнее?

В слове «комфорт» есть большая опасность. Как только работа перерастает в привычку, человек начинает делать ее по шаблону — скучно и однообразно. Конечно, я владею полезными навыками в области рекламы: креативностью, выдержкой и умением выстраивать коммуникации, — но и там есть свои тонкости и сложности. Я снимал много и документальных, и социальных картин («История Уфанет», «Бодибилдинг Башкирии», «Как Уфанет создает "Весенний бал"» и т.д.), но продолжал мечтать о художественном кино — и не приступал к исполнению мечты из-за большого страха. Понимал, что работать в режиссуре без навыков неперспективно, поэтому параллельно с UTV проходил множество курсов и учился у мастеров: режиссера фильма «Непослушник» Владимира Котта, продюсера кинокомпании «Амедиа» Олега Богатова и других. Нужно иметь в арсенале большое количество разных техник, наращивать насмотренность и изучать азы драматургии, чтобы свои фильмы было не стыдно смотреть и показывать.

Это сложно, но стоит того — достижение мечты всегда оправдывает трудности, которые мы преодолеваем на пути к ней.

Проект Стивена Кинга «Долларовые малыши» достаточно известен, но в России он не пользуется популярностью. Как вам пришла идея отправить заявку и насколько долгим был путь от покупки прав на экранизацию до съемки фильма?

Мне очень тяжело даются сценарии — около 40 из них я написал «в стол». Я хотел снимать добрые фильмы, но мой разум писал разные мрачные истории — отсюда и рождался внутренний конфликт. В 2020 году услышал историю девочки, которая выкупила авторские права у Кинга, но сам долго не мог осмелиться: «Он мировой писатель, а я кто?». Через год все же отправил заявку, и получить права оказалось несложно: нужно было только заполнить информацию о себе, месте учебы, указать свою фильмографию и написать синопсис сценария. Ответ пришел через неделю, и самое страшное оставалось впереди: сначала я искал спонсоров и команду, потом началась пандемия, а затем усложнилась и политическая обстановка — каждый год я откладывал киносъемки и просил продлить авторские права (они даются на один год). На мою очередную просьбу я получил ответ: «Это последний раз», тогда появился официальный дедлайн, и я начал работать.

Покупка сценария — это часто большие затраты, но в вашем случае на него ушел один доллар. Какой у вас был бюджет и кто продюсировал проект?

Денег у фильма практически не было, и во многом мне помогли генеральный директор компании «Уфанет» Искандар Бахтияров, директор телеканала UTV Артем Войтюк: они не только проспонсировали проект, но и привлекли сотрудников на съемки. Также помогали главный врач Gim Clinic Лилия Галеханова (она предоставила палату для съемок) и студия проката кинооборудования «Рентакамера» в лице Кирилла Ковалева — камеры мы тоже получили бесплатно. Все работали за идею. Продюсер Елизавета Сакаева привлекла практически всю съёмочную команду и актерский состав работать в проекте, где не было денег! У каждого была одна мотивация: «Это же Кинг!»

Рузиль Насибуллин во время съемок

Рузиль Насибуллин во время съемок

Руслан Катеринчук, исполнитель главной роли — Евгения

Руслан Катеринчук, исполнитель главной роли — Евгения

Оператор-постановщик Илья Пономаренко, Рузиль Насибуллин

Оператор-постановщик Илья Пономаренко, Рузиль Насибуллин

Актеры Руслан Катеринчук и Константин Шелягин обсуждают с Рузилем сцену

Актеры Руслан Катеринчук и Константин Шелягин обсуждают с Рузилем сцену

Актриса Ольга Лопухова, исполнила роль мамы Евгения

Актриса Ольга Лопухова, исполнила роль мамы Евгения

Актриса Анастасия Речистер, исполнила роль Фемиды

Актриса Анастасия Речистер, исполнила роль Фемиды

Актер Руслан Катеринчук и Рузиль Насибуллин репетируют одну из финальных сцен

Актер Руслан Катеринчук и Рузиль Насибуллин репетируют одну из финальных сцен

Камерамен Валерий Просвиров, Рузиль Насибуллин и остальная съемочная группа

Камерамен Валерий Просвиров, Рузиль Насибуллин и остальная съемочная группа

Это правда, что вы сняли свой фильм за два дня? Как так получилось?

Продюсеры мне сказали: «Ты не найдешь людей, которые будут помогать бесплатно больше двух дней», также и медицинскую палату нам дали только на выходные. Сначала была паника, потому что я очень нерасторопный человек: много думаю и мало делаю (смеется.) Оператор сказал важную мысль: «Будешь долго думать — фильм не снимешь», а потом мне и вовсе начали сокращать дубли. Конечно, из-за спешки некоторые детали упустили, но даже за такой срок получилось сделать достойное кино. 

Одного из героев кинокартины играет звезда сериала «Универ. Новая общага» Константин Шелягин. Как он попал в актерский состав «Женщины в палате»?

Я сразу сказал кастинг-директору Елизавете Сакаевой о своем желании: «Нужна звезда!», на что получил ответ: «Без проблем, давай искать!». Она нашла Константина, который в тот момент пытался «выбраться» из амплуа комедийного актера и снимался в драматических короткометражных фильмах. Во время первого телефонного разговора он мне сказал: «Роль понятна, давай копать глубже», — и начал искать в своем персонаже что-то интересное — шире той оболочки, что придумана в сценарии. А потом он приехал на площадку: сократил реплики в три раза, разбавил нашу напряженную атмосферу юмором и по одному моему взгляду понимал, чего я от него хочу. Эта свобода в общении и помогла работать в удовольствие и в итоге привела к отличному результату. Спойлер: мы даже обсудили с ним дальнейшие совместные проекты.

Рекламный ролик «Умные услуги Уфанет» — режиссерская работа Рузиля Насибуллина, вдохновленная стилем Уэса Андерсона

Во многих произведениях Стивена Кинга есть герой-антагонист «Человек в черном», но не в рассказе «Женщина в палате». В вашем фильме этот персонаж появляется в исполнении Константина Шелягина. Расскажите, для чего нужен был этот герой?

Решил отдать дань уважения писателю. А еще мне понравился такой яркий персонаж — «Человек в черном» сложный, сильный и недосягаемый, он вместил в свой образ абсолютно все окружающее зло, но вместе с этим очень харизматичный и постоянно смеется. В целом, любую историю, которую я беру для экранизации, пропускаю через свой внутренний фильтр. Тем не менее, многое взято из оригинального рассказа, но адаптировано под современность — например, методы лечения в сюжете и используемые препараты. Так что у кинокритиков и историков не должно быть ко мне вопросов!

Константин Шелягин, исполнил роль «Человека в черном»

Константин Шелягин, исполнил роль «Человека в черном»

Константин Шелягин, Рузиль Насибуллин, Руслан Катеринчук

Константин Шелягин, Рузиль Насибуллин, Руслан Катеринчук

Рузиль Насибуллин, Ольга Лопухова

Рузиль Насибуллин, Ольга Лопухова

Руслан Катеринчук готовится к съемке сцены

Руслан Катеринчук готовится к съемке сцены

Исполнительный продюсер Елизавета Сакаева, актер Руслан Катеринчук и актер Константин Шелягин

Исполнительный продюсер Елизавета Сакаева, актер Руслан Катеринчук и актер Константин Шелягин

В фильме показана эмоционально острая и достаточно грустная история о любви к родителям и сложном выборе: наблюдать за мучениями больной матери или решиться на неоднозначный шаг. В этом есть ваша рефлексия о правильном поступке? И насколько вообще «Женщина в палате» личный фильм? 

К счастью, в моей жизни не было подобных испытаний, но все равно я пропустил драму через себя. Взаимоотношения между мной и мамой, мной и отцом показаны через призму личной реальности: я многое недоговаривал родителям, проводил с ними мало времени из-за расстояния, жалел о своих поступках. Не знаю, как поступил бы на месте своего героя — это страшная дилемма. Убежден: мы переживаем тяжелые моменты в кино, чтобы в жизни воспринимать их легче. Кстати, перед подачей заявки я прочитал все рассказы Кинга, права на экранизацию которых можно приобрести, поэтому «Женщина в палате» — не случайный выбор.

Режиссер Фрэнк Дарабонт в 24 года снял психологическую драму по мотивам рассказа «Женщина в палате». Позже именно он экранизировал культовые романы Кинга «Мгла», «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля», за которые был неоднократно номинирован на премию «Оскар». А у вас какие амбиции?

Есть цель — снять полный метр или сериал. Но сначала нужно завершить работу над «Женщиной в палате»: перевести фильм на английский, отправить Стивену Кингу, а потом и на кинофестивали. Надеюсь, его заметят другие продюсеры. Начало моего режиссерского пути уже положено, главное — продолжать работать и воплощать свою мечту о большом художественном кино.

Актеры Руслан Катеринчук, Ольга Лопухова и Анастасия Речистер во время съемки сцены «Появление Фемиды»

Актеры Руслан Катеринчук, Ольга Лопухова и Анастасия Речистер во время съемки сцены «Появление Фемиды»

Процесс съемки в больничной палате, в кадре — актриса Ольга Лопухова в образе матери главного героя

Процесс съемки в больничной палате, в кадре — актриса Ольга Лопухова в образе матери главного героя

Камерамен Валерий Просвиров, Рузиль Насибуллин за кадром

Камерамен Валерий Просвиров, Рузиль Насибуллин за кадром

Актер Руслан Катеринчук, художник-постановщик Булат Байназаров, художник по костюмам Дина Кобзева

Актер Руслан Катеринчук, художник-постановщик Булат Байназаров, художник по костюмам Дина Кобзева

Звукорежиссер монтажа Динислам Ахметьянов, фокус-пуллер Денис Селезнев

Звукорежиссер монтажа Динислам Ахметьянов, фокус-пуллер Денис Селезнев

Художник-постановщик Булат Байназаров, гафер Рифат Муллануров, камерамен Кирилл Кабиров, оператор-постановщик Илья Пономаренко

Художник-постановщик Булат Байназаров, гафер Рифат Муллануров, камерамен Кирилл Кабиров, оператор-постановщик Илья Пономаренко

Гафер Рифат Муллануров, второй режиссер Эльвина Уразбахтина, актер Руслан Катеринчук

Гафер Рифат Муллануров, второй режиссер Эльвина Уразбахтина, актер Руслан Катеринчук

Стиль каких режиссеров вам близок?

Я люблю брать одного режиссера и знакомиться с его фильмографией. Сейчас увлекся Кристофером Ноланом: нравятся его почерк и попытки совместить коммерческое и авторское кино. Мы привыкли, что в кинотеатре нас развлекают: мы плачем, смеемся, переживаем. На экранах показывают потребительское кино, в кинозалах все больше попкорна. А киноленты Нолана больше похожи на игру в шахматы: он работает со зрителем как с соавтором. Это кино, которое нужно обсуждать и разбирать.

Из русского нравятся Алексей Балабанов, Андрей Звягинцев, Александр Хант — в этом году, кстати, я монтировал первую серию его сериала по мотивам фильма «Межсезонье». Не могу упустить Андрея Тарковского — считаю, что «Солярис» в разы сильнее «Интерстеллара». А один из любимых русских фильмов — «Аритмия» Бориса Хлебникова. В нем нет ничего напоказ, ради эффекта, ради красного словца или кадра — весь хронометраж видна тяга к достоверности. «Чтобы снимать художественное кино, нужно понять жизнь людей вокруг», — сказал некогда Андрей Кончаловский. И Хлебников работал так же: перед фильмом собирал интервью, искал материалы в интернете, читал специальные форумы, смотрел документальный сериал, который называется «Скорая помощь». Я думаю, что и мне близок его метод.

Текст: Евгения Лунина

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: