18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Киновед Владимир Жерехов: «В советское время столько шедевров лежало на полке, а возможности показывать их были»

Режиссера, ведущего фестиваля «Серебряный Акбузат», создателя и бессменного руководителя проектов «Арт-Кино» и «Синематека» можно по праву назвать главным адептом хорошего (и сложного!) кино в Уфе: больше тридцати лет в его киноклубах с неизменным успехом проходят показы и разворачиваются дискуссии.

Ваша электронная почта – stalker49@mail.ru. Это отсылка к Тарковскому?

Конечно. Любимый режиссер моей молодости. Причем «Сталкера» я смотрел как бы двумя разными взглядами. В первый раз он показался мне – ну, таким глубоким, фантастическим фильмом о душе, вере, а персонаж Сталкера отозвался мне своим желанием вести людей если не к перерождению, то по крайней мере к каким-то открытиям. А после Чернобыля я понял, что это фильм политический – и пророческий: Тарковский предвидел будущее.

Экологическую катастрофу?

Разумеется – и многие другие катастрофы.

Кто из современных режиссеров вам близок?

Один из моих любимых новых фильмов – «Еще по одной» Томаса Винтерберга. Если вы смотрели его, то знаете, что смысл картины гораздо сложнее, чем «будете много пить – потеряете работу, семью и друзей». Это лишь первый пласт, а под ним все гораздо сложнее: главные герои стремились сохранить дружбу, выйти за пределы своего мира, хоть и заплатили в итоге слишком дорогой ценой. Конечно, можно их пожалеть – но, с другой стороны, гораздо больше заслуживают жалости те, кто считает свою жизнь окончательно утвержденной и не верит, что ее можно изменить. «Еще по одной» – хороший пример картины, в которой режиссер не навязывает зрителю свою позицию, а оставляет пространство для размышлений.

У людей был запрос на хорошее кино, и я на него откликнулся

Вы учились во ВГИКе, верно?

Да. Честно говоря, я долгое время боялся туда поступать, но усиленно накачивал знаниями о кинематографе свою младшую сестру Лену. И вот сразу после окончания школы она поехала в Москву – и поступила во ВГИК, на дневное отделение. Я подумал: ну, если уж она легко сдала вступительные экзамены, то у меня тем более получится. Так и вышло. Вообще у меня два высших образования: до ВГИКа я закончил исторический факультет БашГУ. Будучи на пятом курсе, занимался в Москве в Библиотеке иностранных языков, расположенной рядом с кинотеатром «Иллюзион». Там показывали фильмы, которых не было в широком прокате, читали лекции по истории кино...

Это вдохновило вас на открытие собственного киноклуба?

Открыть его решило само время. В советское время столько шедевров, что называется, лежало на полке – то есть не выходило в прокат. А возможности показывать их были. На занятиях ВГИКА иногда демонстрировали полочное российское кино, а на общевузовских подпольных показах – свежие зарубежные перестроечное ленты, например, фильмы польской школы морального беспокойства. Правда, там обычно присутствовал секретарь комсомольской организации и, вероятно, стучал на присутствующих. Словом, у людей был запрос на хорошее кино, и я на него откликнулся.

Когда грянула перестройка, я открыл киноклуб в «Родине»: каждый понедельник показывал в нем европейские фильмы с предварительным словом киноведа и обсуждением. Еще один мой проект родился на базе уфимского общества «Знание». В рамках него мы показывали по две-три картины в сутки, причем каждую приходилось представлять публике – а ведь специальной литературы тогда не было, советское киноведение уже ушло в аут, а новое еще не родилось. Приходилось непросто, зато это было веселое время: я путешествовал по городам Башкирии, читал лекции в огромных залах.

Хочется верить, что российское кино ждет замечательное будущее

Сейчас, когда любой фильм можно найти в сети, по какому принципу вы формируете репертуар «Синематеки» и «Арт-Кино»?

Начнем с того, что это два концептуально разных проекта. «Синематека» – это европейская классика сороковых-пятидесятых, а то и тридцатых годов. Для «Арт-кино» я стараюсь выбирать лучшие из современных фильмов, которые не выходят в широкий прокат, причем за показом обязательно следует обсуждение. Часто приглашаю спикеров. У нас выступают удивительные люди: к примеру, художница по гриму и прическам из Канады делилась своим опытом работы в Голливуде. Роман Пожидаев, заместитель председателя союза кинематографистов, рассказывал о поездке в Арктику. В феврале этого года в Уфе дебютировал Всероссийский Фестиваль «Свой путь». Я участвовал в комментариях со сцены среди приглашенных из Москвы кинематографистов и авторов фильмов. Затем мне удалось договориться с авторами, и я показал несколько документальных лент в киноклубе «Арт-кино».

Кстати, вы ведь и сами снимали документальное кино?

Да, я был режиссером и сценаристом на всероссийском проекте «Акбузат» – киножурнале, который снимался на киностудии «Башкортостан». В рамках работы над ним мне удалось пообщаться с Мустаем Каримом, снять Курултай башкир Санкт-Петербурга и осветить множество других интересных тем.

Какое будущее, по-вашему, ждет российскую киноиндустрию: она расцветет на фоне ухода западных компаний с рынка, или будет страдать от цензуры?

Начну с башкирского кино. Возьмем Айнура Аскарова: еще вчера о нем не знали за пределами республики, а сегодня его фильмы идут в кинотеатрах по всей стране, а картина «Помилование», снятая по одноименной повести Мустая Карима, вошла в программу национального конкурса «Русские премьеры». А сколько у нас талантливых мультипликаторов! То есть даже на примере Башкирии мы видим, как развивается индустрия – и у режиссеров есть все возможности для этого развития. Поэтому хочется верить, что российское кино ждет замечательное будущее.

Владимир Жерехов: «Кино задает вопросы, которые побуждают к размышлениям и обсуждениям»

Владимир Жерехов – член Союза кинематографистов России. Преподавал историю кино на театральном факультете в Академии искусств. Был редактором еженедельной газеты по кино и телевидению «Кристалл–­­­ТВ». Дважды – в 1998 и 2006 годах – удостаивался премии республиканского кинофестиваля «Земля и люди» за сценарий и режиссуру авторских фильмов. В 2021 году провел мастер-­класс на Всероссийской конференции по документальному кино в Перми.

Текст: Эльвира Галиева
Фото: Борис Дмитриев

Материал из номера:
Август 2023

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: