Выпускник ВГИКа родом из Уфы Арслан Хажиев дебютировал (и крайне успешно!) в роли продюсера. Его короткометражный фильм «Похороны чая» вошел в основной конкурс фестивалей Indie Shorts Awward в Каннах и Venezia Shorts Italy в Венеции,а еще получил главный приз Tokyo International Film Festival в Японии.
Ваша киношная история началась с «Телешко»?
Скорее, «Телешко» была одной из крайних точек моего творческого развития в Уфе. Все началось намного раньше. Я всегда был творческим ребенком. Помню, как в детстве любил смотреть разные концерты и тв-программы. Всегда было интересно, как все устроено по ту сторону экрана. Очень благодарен родителям за то, что они поддерживали мои творческий выбор и активно направляли: я окончил музыкальную школу сразу по двум классам – эстрадно-джазовому вокалу и трубе. Ходил в студию Константина Хабенского, где изучал азы актерского мастерства. Там удалось сыграть в спектакле «Поколение Маугли», это очень меня вдохновило. Его потом ставили во многих городах и совсем недавно, показывали во МХАТе. Еще была киношкола Булата Юсупова, детская студия при Молодежном театре и, конечно, «Телешко». Я попал в самый первый поток, они тогда только-только открылись. Занимался два года, вел детские новостные передачи на БСТ. Ездил на съемки в телецентр, а потом воодушевленно возвращался на уроки – с мыслью, что вот я пропустил математику, зато снимался в программе, которую можно посмотреть в прямом эфире. Однажды сломал палец на ноге и снимался в гипсе. Было ощущение такого, знаете, художественного подвига. (Смеется.) В общем, все эти активности в итоге привели меня во ВГИК.
Сложно было поступать?
Если честно, это вышло довольно случайно: на тот момент я уже проходил по баллам в несколько других вузов – на журналистику, маркетинг, поэтому совершенно не волновался. Перед экзаменами мы сидели в коридоре, общались между собой. Некоторые ребята рассказывали, что пытаются поступить годами, ходят на курсы, занимаются с репетиторами. Но в моем случае все оказалось легко.
Со стороны учеба во ВГИКе представляется одной большой тусовкой «типичных творческих». А как на самом деле?
Я тоже так думал, когда поступал. (Смеется.) Но вышло по-другому. Первые полгода я учился заочно, так как планировал улететь по модельному контракту в Корею. На втором курсе много работал и редко появлялся в институте. Потом началась пандемия, и следующие два года мы посещали лекции дистанционно. Вживую встретились с одногруппниками только в середине пятого курса. Так что особых тусовок я не застал.
Фильм «Похороны чая» стал вашим дипломным проектом?
Да, мы сняли его совместно с режиссером Александрой Гавриленко. Это социальная драма о подростках: главные герои сидят в колонии для несовершеннолетних в Благовещенске – и однажды решают сбежать оттуда в Китай. Вокруг побега и строится сюжет. По дороге они встречают разных персонажей, а заканчивается все… Хотя, наверное, лучше не спойлерить.
Ну хоть хорошо или плохо заканчивается?
Скажем так: добегут не все.
Вы принимали участие в съемках?
Конечно. «Похороны Чая» мой первый большой проект. Поэтому для меня было важно включиться во все этапы производства, начиная препродакшном и заканчивая показами на фестивалях и последующей продажей прав на фильм. Создание кино похоже на строительство дома. Каждый член команды – кирпичик, а продюсер – цемент, который скрепляет их между собой. Раньше я немного романтизировал процесс съемок, но оказалось, что это сложная работа. Огромное количество процессов, обязанностей, а твоя задача – собрать все воедино, сделать так, чтобы съемочной группе было комфортно, а зрителям понравилась история.
Классный продюсер – какой он?
Существует стереотип, что это какой-то очень жадный человек, который всех подгоняет, думает только о деньгах, а состояние команды его не волнует. Но я уверен, что нужно всегда быть на стороне людей. Еще важна ответственность, коммуникабельность, финансовая грамотность, чуйка – когда читаешь сценарий и понимаешь: это выстрелит. Думаю, это достигается за счет начитанности и насмотренности.
Кстати, о насмотренности: хочется про кино у вас спросить. Топ-три любимых режиссера?
Кинематограф насколько разнообразен, поэтому сложно выбрать что-то одно. Каждый день я стараюсь смотреть что-то новое, чтобы повышать ту самую насмотренность. Уверен, что со временем у меня начнут появляться свои предпочтения и я обязательно ими поделюсь. Могу сказать, что понравилось из последнего – «Тар» с Кейт Бланшетт. Он невероятный, искренне советую всем его посмотреть. Кому-то он покажется недостаточно динамичным, но мне такое нравится: камерное кино без спецэффектов, где в центре внимания – человек. Еще «Хищники», триллер Родриго Сорогойена, в этом году он участвовал в Каннском кинофестивале – тоже искренне рекомендую.
А вашу новую работу когда ждать?
Сейчас я хочу сконцентрироваться на полном метре. Читаю сценарии, жду, когда произойдет мэтч. Как только пойму, что хочу заняться конкретной историей, начну поиски режиссера и финансирования.
Текст: Эльвира Галиева
Фото: Иван Тамазин
Комментарии (0)