На экраны вышел фильм «Накануне» – история о подростке Максиме, который преследует любовницу отца и попутно пытается найти справедливость в окружающем мире. Картина – режиссерский дебют Алисы Ерохиной из Уфы.
Как долго вы шли к этой премьере? Как вы выбрали профессию?
Все началось в детстве. Увлечение кинематографом, прежде всего, было связано с семейными делами. Мои родители – журналисты, мы жили в Югославии в конце девяностых, когда там гремела война. Каждый вечер после объявления тревоги и начала бомбежек мы (отец, мать и я с сестрой) спускались в подвал нашего дома. Родители, чтобы как-то нас занять, включали фильмы на VHS-кассетах. Их было всего три. Мы пересматривали кино кругами, так что я запомнила их наизусть. Конечно, все это очень впечатлило меня. Тем более что родители тогда находились на грани развода. А в такие моменты, за просмотром фильмов в темноте к нам возвращалось чувство семейственности. Потом мы приехали в Уфу, родители развелись. Но однажды папа повел нас в кинотеатр на «Инопланетянина», так получилось, что и мама пошла с нами. И я вновь поймала себя на этом ощущении семейной близости. Родители вспоминают, что именно в тот момент я и сказала им, что хочу быть «тем, кто делает кино».
С раннего возраста начала снимать любительские фильмы на мини-камеру. Это было лет в тринадцать-четырнадцать, после уроков собирались с ребятами, у нас сложилась своеобразная кинобанда. С некоторыми из них мы впоследствии переехали в Петербург и поступили в одну мастерскую.
Расскажите подробнее об этом периоде.
Мне не хотелось терять время в школе, так как я уже четко знала, чем хочу заниматься, поэтому окончила ее экстерном. Но сначала у меня не было четкого понимания, к кому я поступаю. В итоге пришла в Санкт-Петербургский институт культуры, в мастерскую Эдгара Бартенева. Уже спустя год обучения поняла, что мне повезло, потому что нас учили как документальному, так и игровому кино. Кроме того, мы занимались постановкой как театральные режиссеры. Так что я получила бесценный опыт.
Во время учебы снимала студенческие фильмы, ездила с ними на фестивали. А первым заходом в профессиональное кино стала моя дипломная работа «Кролики в свете фар». Это абсолютно игровой фильм, но его почему-то называют документальным. Он попал в программу фестиваля «Артдокфест» А после защиты диплома я начала писать дебют.
Вы учились в киношколе Булата Юсупова. Что вам дали занятия в ней?
Туда я пришла вместе с сестрой. Именно там и сложилась наша молодежная кинотусовка. Прежде всего, за это я и благодарна школе. Когда ты в таком юном возрасте начинаешь снимать кино, очень важно справиться с желанием с ходу добиться масштабных результатов. Не нужно ждать от себя, что ты сейчас снимешь второй «Сталкер» или «Солярис». Важно ощущение драйва, когда ты полностью растворяешься в съемках и получаешь невероятную энергию. Если ты правильно его прочувствуешь, в дальнейшем оно будет сопровождать тебя по жизни. Если же этого нет в первых работах, то ты вряд ли останешься в индустрии. Потому что дальше тебя ждут серьезные ставки, большие деньги, риски. Киношкола Булата Юсупова дала мне этот драйв. Мы дурачились, снимали, что хотели. Такой опыт очень важен для подростка.
Почему вы выбрали для карьеры Санкт-Петербург, а не Москву. Ведь, казалось бы, там сейчас сосредоточена почти вся киноиндустрия…
Да, согласна. Свои проекты я делаю совместно с Москвой. Там находятся продюсеры, с которыми я работаю, деньги тоже получаю оттуда. Но при этом живу в самом красивом городе страны (Смеется.) То есть мое предпочтение – чисто эстетическое. Москва психологически не мой город, но я безумно влюблена в Питер. Поэтому решила остаться здесь.
Какой смысл вы вкладывали в фильм «Накануне» и чем вдохновлялись при создании сценария?
Несколько лет назад я узнала про трагедию с псковскими подростками (в 2016 году брат и сестра отстреливались из родительского дома от полиции, после чего застрелились сами – прим. авт.) Начала читать статьи и исследования на эту тему. Мне стало интересно разобраться в жизни нового поколения. Я посчитала, что этот случай отражает нашу реальность и то, что происходит в головах молодых ребят. В итоге он стал отправной точкой для написания абсолютно новой истории. Тем не менее, в каком-то смысле созвучной оригинальной.
Кстати, когда мы представляли «Накануне» в Выборге, оказалось, что девяносто процентов фильмов из программы посвящены подросткам. Если режиссеры, не сговариваясь, сняли такое кино, значит, проблема действительно актуальна.
Сколько времени ушло на создание фильма?
Много факторов вмешивалось в съемочный процесс. Во-первых, я очень долго писала сценарий – более двух лет. Потом им заинтересовался продюсер, мы начали работу. Разрешение от Минкульта получили со второго раза. Начало вышло бодрым, но тут в наши дела вторгся ковид.
Когда мы все-таки отсняли материал, встал вопрос о монтаже. Мне нужно было выехать в Париж, так как монтажер находился там. Но из-за ограничений и закрытых границ сделать это оказалось трудно. В итоге продюсеры подняли на уши послов, консулов, все возможные французские инстанции. В общем, меня вывезли в Париж, но пришлось подождать.
Мы опоздали к началу фестивального сезона, и только через полгода подали заявки на фестивали в Каннах, Локарно и Венеции. Фильм к этому времени уже был готов, просто лежал и ждал своего часа. И нас взяли, но начался 2022-й год... В общем, мое кино за время производства притянуло к себе все социальные катаклизмы, которые только могло.
На работу каких режиссеров вы ориентируетесь в своем творчестве?
При подготовке к съемкам «Накануне» мы с оператором и художником намеренно искали референсы не из кино, чтобы ненароком не повториться.
Могу назвать творцов, которые так или иначе произвели на меня мощное впечатление и на которых я равняюсь до сих пор. Из отечественных выделю Алексея Германа-старшего и Киру Муратову. А из зарубежных назову Фрэнсиса Форда Копполу, Стэнли Кубрика, Джона Кассаветиса (наверное, вообще номер один для меня, хотя очень сложно расставить всех на пьедестале).
Есть и современные авторы, за которыми я слежу с особым интересом. Они смелые, не боятся экспериментировать и раздвигать границы жанров. Это Роберт Эггерс, Дэвид Роберт Митчелл и, наверное, все корейское кино. Последнее, что понравилось, – «Решение уйти» Пак Чхан Ука. Азиаты, как мне кажется, сейчас захватывают лидерство в киноиндустрии. Работам китайца Дяо Инаня – «Озеро диких гусей» и «Черный уголь, тонкий лед» аплодировала стоя. Это очень высокий уровень режиссерского мастерства. Мне кажется, что нам нужно учиться у этих ребят.
Может быть, у вас уже есть планы на новый фильм?
Следующий проект будет в жанре постапокалипсиса, но не в чистом виде. Я бы назвала свою идею драмой с элементами пост-хоррора. Это очень дорогой моему сердцу проект, такого русский зритель, наверное, еще не видел. Вот такое нескромное заявление (Смеется.)
Поддерживаете ли вы связь с Уфой?
Безусловно, ведь вся моя семья живет там. Я пропитываюсь невероятной энергией, когда приезжаю в Уфу. Думаю, что эта связь – на века.
Меня удивляет, почему у нас не развито башкирское кино. Такое, которое рассказывало бы захватывающую историю края. У нас очень богатое наследие, самобытный фольклор. Как пример можно взять якутский кинематограф, который сейчас просто рвет всех столичных киноделов, потому что он поражает всех своей необычностью. В Башкирии тоже есть, что снимать. Когда я рассказываю коллегам что-то о нашем регионе, они удивляются. Я с удовольствием посмотрела бы башкирский фильм, который рассказывает человеческую историю, но делает это с региональным колоритом.
Текст: Антон Сухарев
Комментарии (0)