Основатель детской школы телевидения «Телешко», автор и режиссер трэвел-шоу на телеканалах «Пятница!», «Поехали!», Тамыр и БСТ, обладатель четырех «ТЭФИ», готовит новые серии проекта «Тужур».
Расскажите, чем вы сейчас заняты.
В моей жизни сегодня три основных направления. В первую очередь, школа «Телешко», которая продолжает развиваться и открывает свои филиалы по всей стране. У нас представительства в пятнадцати городах России, от Сочи до Иркутска. Плюс осваиваем ближнее зарубежье: это две школы в Казахстане и одна в Донецкой Народной Республике.
Второе направление – производство шоу для федеральных каналов, YouTube и TikTok нашей продакшн-студией «510». Сейчас работаем над вторым пакетом серий «Тужур», который когда-то заметили продюсеры цифрового семейства Первого канала. Мы сняли уже больше тридцати шести серий, из них двадцать уже идут на телеканале «Поехали!».
Вы также проводите корпоративное обучение сотрудников и развиваете аккаунты компаний в TikTok, не так ли?
Да, и это третье направление. Сегодня практически каждому необходимо уметь работать на камеру, презентовать себя в кадре – практически вся жизнь проходит в онлайне. Уверенность в себе, правильная и четкая речь, способность удержать внимание, пластика – все это влияет на успех в карьере. Мы обучаем этому и взрослых. Проводим корпоративное обучение компаний, в которых сотрудникам порой необходимо выходить в эфир, снимать сторис и короткие видео для продвижения услуг.
Мы обучаем этому и взрослых. Проводим корпоративное обучение компаний, в которых сотрудникам порой необходимо выходить в эфир, снимать сторис и короткие видео для продвижения услуг.
Можете кратко описать суть программы «Тужур»?
Два начинающих журналиста по заданию некоего шефа отправляются в различные регионы в двухдневную командировку. Один день они посвящают отдыху, развлечению, поискам нового, а второй – работе. Типичная ситуация для тех, кто хотя бы раз был в командировке. Мы предлагаем зрителю побыть обычными журналистами, которые должны успеть и отдохнуть, и поработать в поездке.
В каких местах побывают ведущие проекта в новом сезоне?
Телеканал «Поехали!» продвигает внутренний туризм, поэтому мы путешествовали только внутри страны. В этом году ребята были в семи регионах России: Краснодарский край, Самарская, Калужская и Ростовская области, Санкт-Петербург, республики Карелия и Кабардино-Балкария. У нас было серьезное погружение в туристический потенциал России. После летнего тура, я могу сказать, что у нас множество уникальных мест, где можно отдохнуть и в компании друзей, и с любимым человеком, и в одиночку.
А в чем заключается работа режиссера трэвел-шоу?
Любая локация – это эпизод, в каждом эпизоде должна быть драматургия, интересная, динамичная, эмоциональная история. Режиссер придумывает, как необычно подать даже самую популярную достопримечательность. При этом и неизвестное место важно показать нестандартно, чтобы зритель захотел поехать туда. Иными словами, хороший режиссер заставляет людей влюбиться в точку на карте и вдохновиться тем, что происходит в кадре.
Как получилось, что вас заметили представители Первого канала?
В 2015 году двадцать программ проекта «Большой чемодан» купила «Пятница!» для того, чтобы нас заметили, мы активно рассказывали о своей передаче, стучались во все двери. Через несколько лет после этого креативный продюсер телеканала «Поехали!» вдруг вспомнил, что когда-то слышал о программе про путешествия по звукам. По сути наше попадание в семейство Первого канала – это отголосок того давнего самопродвижения. Режиссер всегда в поисках объектов для наблюдения и новых идей.
Вы посетили много стран в рамках своей работы. Есть любимые места?
Многие знакомые просят посоветовать локации для путешествий. В такие моменты я даже не знаю, что сказать, поскольку каждому из нас по душе свой вид отдыха. К примеру, в отличие от многих, мне нравятся многолюдные пляжи, поскольку режиссер всегда в поисках объектов для наблюдения и новых идей.
У меня нет любимых точек на карте. В рамках съемок трэвел-шоу мы посетили множество стран, были в Северной Америке, Африке, Азии, Европе и СНГ. Не успели побывать только в Южной Америки, Японии и Австралии.
Одно из последних впечатлений – фестиваль «Архстояние», который проходит в арт-парке «Никола-Ленивец» в Калужской области. Это мероприятие с уникальной атмосферой, здесь многое идет вразрез с трендами и мировыми установками. А еще в Каталонии мы снимали местный праздник Ла Патум, который оставил у меня сильнейшее впечатление. Когда откроют границы, всем советую туда отправиться, посмотреть, как каталонцы бережно относятся к своей культуре, хранят свои традиции. Такие мероприятия по-другому не сохранить, важно ежегодно их проводить по всем канонам, иначе они просто исчезнут.
Вы педагог и большую часть жизни посвятили работе с детьми. Как выбирали себе профессию?
С самого начала я был педагогом поневоле. Еще в школе выбрал режиссерский факультет нашей Академии искусств. Однако в 16 лет я не понимал, какими навыками должен обладать представитель этой профессии. Оказалось, нужно иметь сформировавшееся мировоззрение, особые принципы жизни и желание поделиться своими мыслями и болями. Я в тот момент не был готов к этому, не прошел дальше первого тура и был вынужден стать педагогом.
Именно работая в школе, я понял, что это призвание, что у меня получается преподавать, поэтому стал дальше двигаться в этом направлении (вдобавок отучился на психолога). Отработав в школе пятнадцать лет, пришел на телевидение и через некоторое время понял, что можно соединить педагогические и медиа знания в одно целое!
Так появилась школа телевидения?
Создавая «Телешко» вместе с моим учеником, ведущим шоу «Большой чемодан» Русланом Фаршатовым, мы думали, что делаем школу журналистики. Но вскоре стало понятно, наш проект скорее про саморазвитие. Я обратил внимание, что дети никуда не выкладывают свои видеоработы, а порой вообще просят удалить их из соцсетей. Они стеснялись, боялись себя, были недовольны собой. Это и есть ключ к саморазвитию. Как только ребенок видит со стороны и смотрит на себя глазами зрителя, бабушки, учительницы, он начинает замечать и воспринимать свои недостатки по-другому. Дальше он либо их принимает и делает это своей особенностью и фишкой, либо борется с этим. Например, исправляет речь, работает над внешностью, пополняет словарный запас, учится избирательному вниманию. Он начинает работать над собой, становится уверенным, смотрит на себя чаще и при этом понимает, что значит любить, уважать и принимать себя настоящего.
Так мы поняли, что у нас школа развития у подростков коммуникативных навыков с помощью медиа. Благодаря творчеству и работе над собой они могут избавиться от комплексов, стать уверенными, сильными и решительными.
Именно поэтому, я хочу дать совет родителям, бабушкам и дедушкам. Если ребенок хочет снимать, создайте ему условия для этого – купите камеру и свет. Через некоторое время он поймет, что ему не о чем говорить в кадре, нужно где-то брать информацию. Затем станет прислушиваться к тому, что говорит учитель химии, ведь такие вещи «заходят» в TikTok. Выяснится, что в кабинете биологии есть макеты, которые тоже можно снять на перемене и получить тысячи лайков. Так ребенок начнет заниматься самообразованием и найдет то, что ему по-настоящему интересно, откинув все ненужное. Короче говоря, дайте ребенку разобраться в своих способностях – с помощью блогинга это сделать легче всего.
В последнее время к блогерам стали относится как-то пренебрежительно.
Раньше и к диджеям было сомнительное отношение, многие считали их бездельниками, потом это стало востребованной профессией. Мне кажется, с блогерами будет похожая ситуация. К тому же, в этой сфере, как и в любой другой профессии, есть хорошие и плохие специалисты. Пока одни работают над важным, полезным контентом, другие – занимаются непонятными вещами.
Мне кажется, основы блогерской работы должен изучать каждый, чтобы суметь скреативить, сообразить, как снять, быстро смонтировать, и рассказать нечто интересное любому человеку.
Как вы думаете, в каком направлении будет развиваться медиасфера?
Во-первых, на мой взгляд, медиа станут еще более социальными. Смотрите, какой резонанс вызвало выступление Манижи на Евровидении. Это случилось, потому что она вышла на сцену с заявлением, а не просто спела песенку. Настоящее медиа сегодня – это больше, чем просто сюжет или ролик, фильм или клип – это новые смыслы.
Во-вторых, мы постепенно переходим от примитивных вещей к более сложным. Мне кажется, этническое наполнение себя станет преобладать над космополитизмом. Возможно, люди разных национальностей все больше будут делать акцент на своей принадлежности к определенному народу, и подчеркнуто раскрывать какие-то особенности своего менталитета.
Наконец, никто не отменит тренд на искренность. Благодаря видеоблогерам люди уже стали легко считывать фальшь и постанову. В будущем, мне кажется, в медиа будут транслировать только настоящие эмоции и переживания.
Текст: Эвелина Нигматуллина.
Фото: Борис Дмитриев, личные архивы героя.
Комментарии (0)