18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Артур Абдрахманов: «Для меня "Муха" – это не коммерция, создание мультиков или клипов. Это дом для ребят, которые сюда пришли»

Продюсер легендарной студии «Муха» вместе с командой создает самый большой проект для башкирской анимационной индустрии – мультфильм «Северные амуры».

Целое поколение выросло на комиксах уфимских художников студии «Муха». С чего же все начиналось?

С Виталия Мухаметзянова. У него был в хорошем смысле этого слова аферический склад ума, ему хотелось создать что-то интересное. Вместе со своими друзьями-художниками они пришли в уфимское издательство с картонной коробкой с рисунками. Поскольку тогда было нестабильное время, люди коммунистического склада профессии ощущали какие-то изменения, поэтому к этой папочке они отнеслись с интересом. Издали первую книжку-раскраску под названием «Рипли», затем были еще какие-то сказки, и уже потом родили первый в уже свободной России полностью авторский комикс «Муха».

Почему именно комиксы?

Они были художниками, умели только рисовать, больше ничего. У каждого в голове были какие-то сумасшедшие сюжеты, персонажи, которые хотелось воплотить. Они хотели создавать анимации. А в то время промышленные анимации делали только в Москве, минуту мультфильма рисовали на кальке годами. У какого нормального человека выдержат нервы? Поэтому комиксы. Как говорил Виталик, наступило время, когда люди готовы были читать даже туалетную бумагу.


Первый тираж комиксов попал в струю поиска ожидания свободы и чего-то нового, чего-то не нашего, чего-то не советского

Где-то примерно лет пять-шесть они издавались, потом были только юбилейные выпуски, которые ребята собирали, когда было совсем уж невтерпеж от желания выстрелить комиксом. Раньше люди были прихлопнуты «крышкой социализма», а когда эту крышку открыли, все бегали офигевшие, со снесенными мозгами, и читали все подряд, кайфовали. А после началась обычная жизнь, период выживания.

А как вы познакомились с Виталием?

В середине восьмидесятых я учился в Уфимском авиационном институте, а он в то же время лоботрясничал в должности инженера какой-то кафедры и параллельно рисовал портреты Ленина. Виталик был худым, длинным, с роскошными вьющимися волосами – такой демон. У него при институте была комната на первом этаже, где всегда были открыты окна. Туда залезали и оттуда вылезали разные люди, одним из них был я. Мы познакомились на почве музыки – решили заняться выпуском газеты «Гном», которая расшифровывалась как газета неформального объединения молодежи. Вышла она каким-то мизерным тиражом, я непонятно что там делал, Виталий что-то рисовал. Так и началось наше общение.

Что было потом?

Потом судьба выдернула меня, как морковку из грядки, в армию. Пока я там служил, с Виталиком произошли очень серьезные изменения: он перестал делать комиксы и начал создавать первые компьютерные клипы в России. Тогда о нем говорили все. И эта история крупнейшего клипмейкера шла параллельно моей.


Я в то время покупал пиратские аудиокассеты в Казани и продавал их в Уфе

Наши пути пересеклись только в 1996-м году. У него наступили тяжелые времена: студия разваливалась, были какие-то финансовые проблемы. Я предложил помочь. Помню, как отвез его кассету с клипами «Мухи» одному из самых влиятельных людей в музыкальном мире в Казани, он был потрясен и начал заказывать у нас клипы для татарских исполнителей. Так наша совместная история продлилась до 2016 года, пока Виталий не оставил нас.

На студии множество портретов Виталия. Кажется, будто бы он до сих пор здесь.

«Муха» – это Виталий. Так было и так будет. Я всегда был при нем, теперь я при ребятах. Он был и продюсером, и арт-директором, и режиссером, и идейным вдохновителем. Сейчас мы с ребятами стараемся эти функции разделять между собой.

В чем заключается ваша работа?

У меня никогда не было каких-то должностей, в СМИ меня подписывают как продюсера, я же бегаю как таракан, стараюсь что-то делать. Для меня «Муха» – это не про коммерцию, создание мультиков или клипов. Это про дом для ребят, которые сюда пришли.

Чем сейчас занимается студия?

99% времени занято проектом «Северные амуры». В центре сюжета история о пяти башкирах, которым предстоит пройти две войны – Русско-шведскую и Отечественную 1812 года. Это полнометражный мультфильм, который будет состоять из трех частей. Сейчас мы полностью закончили первую новеллу и где-то наполовину вторую. Надеемся, что к весне закончим и третью.


Это очень кропотливая работа, секунды готового видео – результат недельных трудов

Над проектом работают одни из лучших мастеров: режиссер Руслан Тавабилов, художник-постановщик Алексей Мотавин, а карикатурист Камиль Бузыкаев дополнил свое амплуа и стал продюсером картины. Всей своей большой командой мы стараемся сделать так, чтобы ни перед кем не было стыдно. А чтобы картинка не была простецкой, наша студия берет в работу и другие проекты. Условно говоря, мы подрабатываем на стороне, чтобы сделать мультфильм качественным.

Несмотря на загруженность, вы нашли время и сняли злободневные короткометражки, посвященные вакцинации.

Сейчас вокруг прививок происходит какая-то фантасмагория. Я сам попал в ситуацию, в которой, по моему мнению, мне помогла вакцина. Я сделал первую прививку, а через какое-то время сломал ногу и попал в больницу, как раз в период вспышки Covid. Пока я там лежал и ждал операции, насмотрелся на людей, у которых были сильно поражены легкие, насмотрелся на врачей в скафандрах. Всех болезнь косила, а меня не тронула. Когда я выписался, первым делом побежал на повторную вакцинацию.

Короткометражки мы сделали играючи: Камиль создал пару рисунков, наши ребята сделали анимации. Конечно, мы получили множество полярных реакций: кто-то говорил, что нас и зомбировали, и чипировали, кто-то называл нас рабами Путина. Благо, были и адекватные высказывания. С помощью этой работы хотелось высказать свою позицию, выступить на стороне здравого смысла.


Артур родился в Стерлитамаке. Любимая группа – Via Chappa. Первый мультфильм студии под названием «Попугай Club» вышел на канале ТНТ в 2011 году. Первый клип в России, выполненный в 3D-графике, «Муха» создала для известной певицы Глюкозы. Мультфильм «Садко», также созданный студией, собрал в прокате более 70 млн руб.

Текст: Наташа Макеенко
Фото: Дамир Абсалямов

Материал из номера:
Август 2021

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: