18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Дамир Мухаметьяров: «Для моих родителей аниматор – это человек в костюме таблетки»

Художник-аниматор из Уфы, который в прошлом году презентовал анимационный фильм «Урал-батыр и царство Самрау», созданный на грант главы республики, рассказал о том, как устроена его профессия. Мы поговорили также о его опыте работы в кинематографе и процессе создания мультфильма по башкирскому эпосу.

Расскажите, как вы стали аниматором?

В 2010 году, после окончания художественно-графического факультета БГПУ, я устроился на первую работу – в анимационную студию «Банана» (тогда она называлась «Белая муха»). Знания, полученные в университете, не сильно помогали, нужно было учиться всему самому и делать это быстро. Компьютерные технологии развивались быстрее школьной и вузовской программ. Моя первая работа заключалась в создании анимации готовых персонажей в 3D. Кропотливый и порой сложный процесс анимации сразу затягивает, как только начинает получаться. Причем вовлекает настолько, что забываешь пить, есть и спать.

Не раз слышал выражение, что аниматоры – представители лучшей профессии в мире. Возможно, так говорят в каждой сфере, я не уверен. Однако у моих родителей со словом «аниматор» ассоциировался человек в костюме таблетки, бегающий возле аптеки. Я объяснил суть этой профессии, но они все равно не впечатлились, поскольку видели меня учителем в школе, ведь это хорошая работа.

Примерно в то же время возникла идея создания мультсериала по мотивам эпоса «Урал-Батыр». Я мечтал в одном большом мультфильме уместить весь сюжет сказания. Однако поначалу дальше концепции и идей дело не пошло.

Как затем сложилась ваша судьба?

Минус частных студий и анимационных проектов – в их нестабильности. Рано или поздно проект заканчивается, а нового в студии еще нет. Словом, через год я искал новую работу. Затем трудился в уфимском планетарии и на республиканском телеканале «Тамыр». Работа не самая сложная и зарплаты на жизнь хватало, но ведь всегда хочется большего и желание развиваться не дает покоя. Знаю, конечно, одного человека, который двенадцать лет проработал в офисе штатным художником. Он был настолько спокойным и тихим, что о его уходе, наверное, не все коллеги сразу узнали.


В общем, стабильность – это не про аниматоров-художников

В какой-то момент я свернул не туда и решил, что не хочу сидеть перед монитором в офисе. Тогда занялся росписью стен. Еще с университета дизайн интерьеров и роспись казались перспективным направлением. Сейчас немного жалею об этом, поскольку несколько лет потратил на движение в неверном направлении.

Какое влияние на вас оказал этот период в жизни?

В среднем раз в год я менял работу: увеличивался круг общения, появились новые друзья, а с ними зародилась идея снимать клипы. В 2014 году как раз был бум на музыкальные проекты. Новая веха в биографии принесла опыт работы с заказчиками, долгие переговоры, постоянное творчество. Каждый клип нужно было придумать, отснять, смонтировать и оформить. Но вскоре я понял, что это не мое. Деятельность плавно перетекала из съемки в создание графики. Уже в 2016 я открыл свое дело. Оказалось, сделать это просто, сложнее вести его, чтобы потом не бегать и не звонить в налоговую, исправляя ошибки в платежах.

Кадр из видеоролика «Огонь Урал-Батыра»

Кадр из видеоролика «Огонь Урал-Батыра»

​Кадр из фильма «Бабич»

​Кадр из фильма «Бабич»

В этот период вас пригласили на съемки фильма «Бабич», так?

Да, меня позвали на должность супервайзера. Восторгу от съемочного процесса не было предела. Все по-настоящему: декорации, актеры, свет, камеры, гримеры и «хлопушка», «Сцена 56, дубль 12». Работа моя заключалась в контроле за зеленой тканью в сценах «Хромакей». Команда операторов прозвала меня «начальником тряпки». Услышав, что я работаю супервайзером, родители поначалу решили, что переставляю продукты в «Магните». Перепутали с мерчендайзером (Смеется.).

Съемки быстро закончились, начался этап постпродакшена – это кропотливая работа с кадрами по несколько секунд, которая занимала недели. После «Бабича» мы сделали еще несколько проектов. Последний из них – «Отряд Таганок», премьера которого состоялась в кинотеатрах четвертого марта. Могу сказать, что мы выросли в плане качества 


Работа над крупными проектами заставляет мыслить иначе

Нельзя все сделать самому, даже если и знаешь, как именно лучше. Нужно всегда подталкивать художников к работе, выстраивать пайплайн (поэтапный план работы), избегать постоянных провалов по срокам, иначе работа станет токсичной для команды.

Какой ваш любимый мультфильм?

Я пересматривал «Мулан» до дыр. Там прекрасно все: колоритные персонажи, проработанная история, отличный юмор, захватывающий экшн. Еще люблю «Ежик в тумане». Это советский, очень атмосферный и добрый мультфильм в технике перекладки режиссера Юрия Норштейна.

Как сложилась судьба проекта «Урал-батыр»? Вы говорили, что придумали его еще в 2010 году?

Еще в школе меня впечатлила книга «Урал батыр», точнее, ее упрощенная детская версия. Позже оригинальный вариант меня вдохновил еще больше. Дизайн персонажа Урал-батыра я придумал как раз в 2010 году, и за это время его образ не изменился. Но я не совсем понимал, как его реализовать даже в самом простом мультфильме. В теории все можно сделать самому, но это нужно быть «отбитым» самобытным художником, меня такой вариант не устраивал.

Процесс создания был сложным?

Когда появилась возможность реализовать проект, большой проблемой стал сценарий. Его много раз переписывали. Весь эпос рассказать нельзя, поскольку эта большая история даже в полнометражном фильме станет той самой детской книгой, в которой много персонажей, истории вырезаны или упрощены. Логичнее было создать в мультсериал на 12 серий по 20 минут.

В итоге было решено уместить локальный эпизод в двенадцатиминутную серию. То, что мы сделали, это не весь эпос «Урал-батыр». Я вписал в название «Глава 7», но не уверен, что эта часть будет седьмой в сериале.

Анимация и композиция мультфильма создавались в небольшой спешке: я не укладывался в сроки, а делать плохо не хотелось. Собрав весь мультфильм, я понял, что нужно все переделывать. Где-то по монтажу не стыковалось, где-то выглядело совсем сыро, при этом каждая внесенная правка делала мультфильм лучше. Посмотрев его перед презентацией в миллионный раз, я старался больше не глядеть на экран во время показа. Занятно было наблюдать за реакцией детей: над самой банальной шуткой, которую сначала хотелось вырезать, дети смеялись от души.

Чтобы достичь высот, художник-аниматор должен быть невероятно талантливым?

Успех – это 1% таланта и 99% труда. Талант – это потенциал, который есть у каждого, он будет либо реализован, либо похоронен под давлением рутины. У каждого он свой, главное – найти его и применение ему. Это, конечно, общие слова, которые и так все знают, но очевидно, что каким бы талантом ни обладал человек, нужно воспитывать в себе трудолюбие и старательность.

Говорят, жена художника-аниматора уйдет к моряку дальнего плавания, ведь тот приплывает чаще и бывает дома больше, чем первый отрывается от работы. Это я к тому, что нужны усидчивость и, самое главное, желание работать в этой сфере. Она быстро расширяется и развивается.

Текст: Эвелина Нигматуллина

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: