Режиссер сериалов «СОБР» и «Розыск», созданных для телеканала НТВ, снял в Уфе криминальную драму «И это все Роберт», которую показывают видеосервисы Start, Okko, More.tv.
Вы по образованию финансист, работали в банковской сфере. Когда появилась любовь к кино и что заставило сменить профессию?
Кинематограф я любил всегда. Все детство ходил в кинотеатры, мог смотреть один и тот же фильм по двадцать раз. А когда мне было семнадцать-восемнадцать лет, появились видеомагнитофоны, и можно было брать кассеты напрокат. Зарубежные фильмы были настоящим откровением. В профессию я пришел в 1998 году. Точнее именно тогда случился кризис, у нас с другом был бизнес, его пришлось закрыть и выбирать себе новое направление. 1990-ые – это было особенное время, все так быстро менялось, уже завтра ты мог стать кем угодно. Тогда одна из моих знакомых предложила мне попробовать поступить на высшие режиссерские курсы, а другая сказала, что во ВГИКе народный артист, именитый режиссер, который снял «Республику ШКИД», «Интервенцию» и «Совесть», Геннадий Иванович Полока набирает мастерскую. Мне, конечно, казалось, во ВГИКе учатся одни небожители, но я решил попробовать.
Кто и когда вас пригласил работать над сериалом «И это все Роберт»?
На этот проект меня порекомендовал оператор Даян Гайткулов. Вместе с ним мы работали над сериалом «Розыск» для телеканала НТВ. Я прилетел в Уфу, познакомился с командой и продюсером Маратом Ахметшиным. Это был мой первый приезд в Уфу, мне рассказали о задумке, мы обговорили общие моменты будущего проекта. Вернувшись в Москву, я начал работу над сценарием вместе со сценаристом из Уфы Айдаром Акмановым, потом к нам присоединился Дмитрий Резаев.
Расскажите, какая команда собралась для работы над сериалом.
Большую ее часть составляли специалисты из республики, но все подготовленные и с большим опытом. Нашим оператором был очень крутой мастер Рияз Исхаков, сценаристом Айдар Акманов (автор «Из Уфы с любовью»). Исполнительным продюсером выступил Тимур Абдуллин, он режиссер фильма «Последний репортаж», который был показан на Каннском фестивале в рамках программы «Уголок короткого метра» в 2014 году. Художником стал обладатель премии «Золотая маска», художник по костюмам Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Альберт Нестеров.
Сейчас многие говорят, что снимать кино нужно в регионах. Что вы думаете по этому поводу?
Определенно в регионах будут снимать кино. В Москве это делать все сложнее, особенно сейчас. А «киношники» – люди гибкие, мне кажется, они быстрее всех придут в себя, и в скором времени будут искать площадки. Насколько я знаю, в Калининграде, Ярославле и некоторых странах Европы есть практика возврата части налогов, которые люди потратили при работе на конкретной территории. Думаю, такой подход со стороны властей вывел бы кино в Башкирии на новый уровень. Мне понравилось снимать в вашей республике. Здесь есть все: горы, лес, кони, а зима у вас просто невероятная. Не хватает только моря. (Смеется). И нужно отметить, что Башкортостан – раздолье для индустрии кино. Здесь отличная база актеров, много театров. Нужно просто работать с этими ресурсами.
А в организационном плане есть плюсы?
Люди здесь еще не напуганные производством картин, по сравнению со столицей. Народ спокойнее реагирует, когда перекрыто движение в определенном месте, к примеру. А администрация города, со своей стороны, проще идет на такие меры. Кроме того, в Уфе тратится меньше времени на передвижения по городу. Все это в целом позволяет сократить количество времени, потраченного на организационные моменты.
Когда вы приехали в Уфу в первый раз, что вас впечатлило в нашем городе?
Некий исламо-буддизм, который здесь царит. Люди особенно не торопятся, присутствует какая-то всеобщая размеренность. Удивительное сочетание, прекрасные люди!
Расскажите о современных тенденциях в киноиндустрии. Куда мы движемся?
На самоизоляции люди пересмотрели практически все, и это еще раз доказало, что нужен хороший контент. Именно поэтому я думаю, что в ближайшее время нас ждет много зарубежных и отечественных сериалов. Согласитесь, в них же есть особенная магия. Сериал – это форма романа с бесконечным повествованием. Здесь есть возможность дольше смотреть то, что тебе нравится.
Назовите несколько своих любимых сериалов.
Из последних, наверное, назову «Проповедник». Американский сериал, снятый по комиксу, рассказывает о том, как священник, его подруга и вампир идут искать Бога. Еще мне нравятся «Пятое авеню», «Викинги». А недавно я для себя открыл интереснейший индийский сериал «Паатал лок», просто залпом его проглотил. Очень круто снято, отличные массовые сцены. Конечно, я все ждал, когда же кто-нибудь из героев запоет, но все обошлось.
Андрей Линич родился в Душанбе. Выпускник Московского гуманитарного университета, также окончил ВГИК. Соавтор сценария и режиссер документального фильма «Эдуард Асадов». Съемки сериала «И это все Роберт» длились три года и проходили в Уфе, а также в Исландии и Израиле. Бюджет составил 129 миллионов рублей.
Текст: Эвелина Габдрахманова
Комментарии (0)