«Подписные издания» уже давно не просто книжный, а культурный феномен, успешный бизнес-проект и место с рок-н-ролльной энергетикой. Команда магазина на Литейном,57 говорит решительное «нет» ореолу мученичества, сопровождающему книжный бизнес. Фанаты «Подписных» ломятся внутрь за Оруэллом и Бодрийяром, а стильный литературный «инстаграм» магазина набирает тысячи и тысячи лайков. Команда «Подписных изданий» — лауреаты премии «Собака.ru «ТОП50 Самые знаменитые люди Петербурга» 2020 года.
О том, как любимый книжный петербуржцев стал пространством-культуртрегером, рассказал его совладелец, потомственный книготорговец Михаил Иванов.
Михаил, на дворе пандемия, а «Подписные издания» расширяют площадь. Как так?
То, что надо расширяться, мы поняли еще год назад. Просто потому что многим покупателям стало некомфортно в «Подписных». Ты приходишь, хочешь полистать книги, побродить у стеллажей, а оказываешься в душной толпе, как в метро во время часа пик. Кроме того, из-за маленькой площади не получалось выставлять в зале все книги, которые хотелось бы выставить: на литературоведение у нас отведен один шкаф, а на складе книг — на все четыре! В итоге решили задействовать исторический второй этаж. Там будет еще два зала, до которых можно доехать на лифте или подняться по исторической лестнице. Сейчас книжное дело немного зачахло, профессионализм падает. Возможно, расширение позволит это сделать.
Из-за ремонта придется на время закрыться?
Нет, первый этаж сейчас открыт (интервью состоялось 8 июня, когда в Петербурге сняли ограничение на работу непродовольственных магазинов. — Прим. ред.) и будет работать бесперебойно. В сентябре мы закроем один из залов, но к новому году откроемся уже со вторым этажом. Конечно, мы просели по заработку, в том числе и потому что зависим от туристов, которых сейчас в Петербурге нет. Но — прорвемся.
Вы говорите, что книжное дело зачахло. Почему?
Смотрите, средняя зарплата продавца книжного магазина по рынку — 19 тысяч рублей. При этом смены у них по 15 часов. За такие деньги он должен быть вовлеченным и посвящать покупателей в тонкости литературы? Мы в «Подписных изданиях» стараемся сделать профессию консультанта престижной, платим адекватные деньги. Благодаря этому берем в штат людей, для которых книга — это не просто то, что нужно поскорее продать. Книготорговля — это социально ответственный бизнес.
Во‑вторых, из-за пандемии очень просел издательский бизнес. Все кричали о том, что надо срочно спасать книжные магазины, но ведь именно издательства — основа всей индустрии. Причем те, кто оперативно перешел на онлайн-продажи, тоже просели: 70 % рынка — это все равно магазины «на земле».
За счет чего «Подписным изданиям» удается не просто выживать, а развиваться? Вы ведь тоже часть индустрии.
У нас профессиональная, «горящая» команда и правильное распределение ролей. Например, в штате «Подписных» есть редактор — ни в одном другом книжном магазине такой ставки нет. Это человек, который редактирует абсолютно все тексты, которые появляются на нашем сайте и в наших социальных сетях. Второе — у нас хорошая репутация. Мы никогда не будем рекламировать или продавать книгу только потому, что это нужно издательству. Продаем только то, что несет культурную ценность.
Наверняка из желающих работать в «Подписных» стоит очередь. Как к вам устроиться?
Для меня главное в сотруднике — искренность. Если человек приходит выполнять KPI, нам, пожалуй, не по пути. Наши продавцы несут ответственность за предполагаемый выбор покупателя. Никто и никогда не осудит гостя за выбор (никакого снобизма!), но порекомендовать что-то мы можем, то есть воспитываем читательский вкус. И главное, дарим радость — Петербург все-таки несколько депрессивный город в некоторые месяцы, поэтому мы стараемся, чтобы у нас было уютно.
Читательский вкус за последние годы сильно поменялся?
За последние лет десять — колоссально! Появился тренд на интеллектуальную литературу. Если году в 2007–2008‑м в топе продаж были бульварные детективы, то сейчас — «1984» Оруэлла. Мы продали более 1000 экземпляров книги Максима Косьмина «История домов Петербурга, рассказанная их жителями», сотнями экземпляров продаем журнал «Сеанс» и «Диалоги с Сокуровым» Николая Солодникова и Катерины Гордеевой. Люди зачитываются философскими книгами, скупают Бодрийяра (Жан Бодрийяр — французский философ-постмодернист, культуролог и социолог. — Прим. ред.). Даже если им нужен детектив, они купят, например, Питера Хёга. Вы не поверите, но один из главных хитов наших продаж — двухтомник «Магические практики севернорусских деревень».
С чем связаны такие перемены?
Подрос уровень жизни, люди решили основные житейские проблемы и заинтересовались миром, который их окружает. Появился запрос на рефлексию. А где еще искать ответы на вопросы мироздания, как не в книгах?
«Подписные издания» — это не просто магазин, петербуржцы вас обожают. Как думаете, почему?
Просто мы стараемся дружить с покупателями. Можно сказать, у нас есть целая семья «Подписных изданий». Те, кто приходил к нам восьмилетними, приходят и сейчас, в шестнадцать лет. Сложилось несколько семейных пар из сотрудников, была пара свадеб между сотрудниками и покупателями! Мы не контролируем тех, кто к нам приходит. Пожалуйста — пишите у нас диплом, фотографируйте книги, читайте. У нас даже продавцы приходят просто потусоваться в свои выходные дни.
Несмотря на коронавирусные ограничения, вы планируете провести в «Севкабель Порту» книжный фестиваль.
Мы хотели провести его в этом августе, но все-таки перенесли на 2021 год. Из-за закрытых границ не могут доехать некоторые классные авторы из Европы и Америки, плюс нас не смогут поддержать некоторые спонсоры. Можно было бы сократить программу, но мы хотим устроить для Петербурга полноценный праздник. Через год он пройдет обязательно. Такого мероприятия в городе очень не хватает: к сожалению, Петербургский книжный салон масштабам Петербурга не соответствует.
Отдельный жанр искусства — ваши социальные сети, где вы рассказываете о непопсовых книгах вроде альбома Beautiful nudes или работы нейробиолога Николая Кукушкина .
«Хлопок одной ладонью. Как неживая природа породила человеческий разум». Как книжному удалось набрать больше 60 тысяч подписчиков?
Его особенность в том, что наши продавцы-консультанты на фотографиях сами изображают то, чему посвящены книги из постов. У нас нет сммщиков, каждый может предложить и реализовать идею. Все начиналось как дневник наших продавцов. Сейчас его ведут фотограф Лина, Даша, главная по детским книгам, человек, которого я первым нанял на работу, и Кристина, наш директор по персоналу. У аккаунта чисто просветительская цель — продастся книга или нет, нас не волнует. Есть контент-план, но в плане содержания ограничений нет. Там очень эффектные фотографии, которые привлекают сторонних, даже далеких от литературы подписчиков, отсюда и довольно большое их число. И мы очень не любим грузить наших подписчиков агрессивным маркетингом.
Вы потомственный книготорговец. Судьба была предрешена?
Можно сказать и так. Моя бабушка руководила «Подписными изданиями» с конца 1970‑х — в 32 года она стала директором второго после «Дома книги» магазина в стране. В 1990‑е она вместе с моими родителями смогла сохранить коллектив и сами «Подписные»: на сладкое место на Литейном претендовали люди, так скажем, далекие от закона, но на аукционе его выкупил коллектив магазина, который владеет им до сих пор и у которого я арендую помещение. Кстати, у нас в штате три человека работают еще с 1980‑х годов.
Сам я не планировал продолжать династию. Да, хотел открыть книжный магазин, но свой, отдельный, в другой локации и в другом стиле. Однако родители совершенно правильно убедили меня, что, если есть помещение и человеческий ресурс, надо его развивать. В итоге получилось сделать современное пространство, но со старым, привычным названием. Так что мы правопреемники того самого магазина, который открылся в Ленинграде еще до войны.
Текст: Игорь Топорков
Фото: Алексей Костромин
Стиль: Лима Липа, Лина Либо
Ассистент стилиста: Кристина Соколова
Свет: Skypoint
Команда «Подписных изданий» сфотографировалась в магазине на Литейном, 57, —
здание в стиле северного модерна является объектом культурного наследия.
«Собака.ru»
благодарит за поддержку партнера премии
«ТОП 50 Самые знаменитые люди Петербурга 2020»
старейший универмаг Петербурга и главный department store города
Комментарии (0)